Общая психология. Ч.2. Потребности, мотивы, эмоции и воля. Иллюстрации к лекциям

* В 2011-2012 году я впервые читаю в Академии социального управления курс для бакалавров, посвященный потребностям, мотивам, эмоциям и воле. За 2 месяца мне предстоит прочитать 16 лекций, в которых я попытаюсь ответить на вопросы, зачем и почему человек ведет себя тем или иным образом. Естетсвенно, отвечать на эти вопросы буду не только я, но и мои студенты, а также психологи, в чьих теориях нашлось место объяснению проблем детерминации деятельности.
Чтобы тем, кто посещал лекции, было удобнее припомнить что-то после, я выкладываю иллюстрации, которые использовала во время наших встреч. Для других посетителей сайта они, боюсь, будут бесполезны.
Чтобы лучше ориентироваться в картинках, я рекомендую использовать их вместе с программой курса и вашими конспектами.
Каждая лекция будет представлена архивом, со спрятанным в него файлом .pptx. Для создания архивов я использую архиватор 7-zip, который распространяется бесплатно. И он точно сможет открыть скачанные с psyvert.ru странички.
update – материалы удалены, так как не актуальны
Лекция 1. Введение в психологию потребностей, мотивов, эмоций и воли.
Лекция 2. Развитие потребностей. Уровни потребностной сферы. Субъективная представленность потребностей.
Лекция 3-4. Мотивация деятельности.
Лекция 5-6. Зарубежные теории мотивации.
Лекция 7. Теория социального научения, когнитивная психология и теория деятельности.
Лекция 8-9. Эмпирические и экспериментальные исследования мотивации.
Лекция 10-11. Эмоциональные явления. Основные проблемы психологии эмоциональных явлений.
Лекция 12. Зарубежные теории эмоций.
Лекция 13. Отечественные теории эмоций.
Лекция 14. Эмпирические и экспериментальные исследования эмоций.
Лекция 15-16. Волевая регуляция деятельности.

*Для иллюстрации записи использована работа художника Сергея Римошевского “Экзистенция души”.

!Материалы, приведенные в данном разделе, защищены законом об авторском праве. Они предназначены для ознакомления студентов АСОУ и не могут воспроизводиться в какой бы то ни было форме для иных целей без разрешения указанных авторов и указанных правообладателей!

© 2012 – 2013, Татьяна Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором

  • Список вопросов для подготовки к контрольной работе №1: зарубежные и отечественные теории мотивации
    1. Что такое потребности, желания, инстинкты, мотивы?
    2. Что такое биологическая нужда и чем она отличается от потребности?
    3. Представления о влечениях в психоанализе. (З. Фрейд).
    4. Представления о мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме.
    5. Когнитивные теории мотивации (Фестингер, Нюттен).
    6. Какую мотивацию А. Адлер считал ведущей в жизни человека? Представления Адлера о развитии личности.
    7. Развития психоаналитических представлений о мотивации в работах К.-Г. Юнга.
    8. Представления о мотивации в теории деятельности А.Н. Леонтьева.
    9. Представления о мотивации в гуманистических теориях личности (А. Маслоу, К.Роджерс).
    10. Представления о мотивации в экзистенциальной психологии (Г. Олпорт, В. Франкл, А. Лэнгле).
    11. Что такое внутренняя и внешняя мотивация? Ситуационные детерминанты мотивации.
    12. Полевое и волевое поведение.
    13. Каким образом на наши действия влияет воля другого человека? Эксперименты Милграма.
    14. Механизмы развития мотивации человека в работах В.К. Вилюнаса.
    15. Представления о развитии мотивации в психоанализе.
    16. Представления о развитии мотивации в гуманистической психологии.
    17. Экспериментальные исследования и практическое значение закона оптимума мотивации. Что такое прокрастинация?
    18. Какова связь между мотивацией достижения и мотивацией избегания неудач и эффективностью деятельности?
    19. Что такое потребность в аффилиации?
    20. Что заставляет человека вести себя как альтруист?
    21. Что такое познавательная потребность? Как она проявляется у людей и животных?
    22. Что такое квазипотребность? Расскажите, каким образом динамика квазипотребностей проявляется в экспериментах Б.В. Зейгарник и Г.В. Биренбаум.
    23. Что такое «барьер» в рамках теории поля К. Левина. Каким образом проблему барьеров, фрустрации и гнева исследовала Т. Дембо? Как связаны гнев и мотивация?

  • Практические задания
    Семинар 2
    1. Остановитесь, отложите на некоторое время все дела и подумайте: Какие сейчас актуальны в вашей жизни потребности? Как вы узнаете о том, что у вас есть какая-то потребность? К какому уровню они относятся?
    2. Прочитайте стихотворение про Робина Бобина Барабека. Проанализируйте его поведение с точки зрения полученных знаний о потребностях и их динамике.
    Робин Бобин Барабек
    Скушал сорок человек,
    И корову, и быка,
    И кривого мясника,
    И телегу, и дугу,
    И метлу, и кочергу,
    Скушал церковь, скушал дом,
    И кузницу с кузнецом,
    А потом и говорит:
    «У меня живот болит!»

    (К. Чуковский, перевод английской народной песенки)
    Семинар 4
    1. Понаблюдайте за своим поведением в течение дня. Постараетесь ответить на вопрос: что запускает те или иные действия в вашей жизни? Как вы обычно отвечаете на вопрос: «Почему я делаю это?» и «Зачем я делаю это?»
    2. Вспомните самый необычный поступок, который вам приходилось наблюдать на личном опыте, в литературе или кино. Опишите мотивацию этого поступка на всех этапах. На каких этапах реконструкции процесса мотивации вам потребовалось понятие потребности, в каком виде потребность ощущалась и осознавалась субъектом? На каком этапе для объяснения поведения вам потребовалось понятие эмоции?
    3. Вспомните из личного опыта, художественной литературы или кинематографа 3 примера ситуаций, когда деятельность останавливалась на разных этапах мотивации. Почему это происходило? Какие мотивы управляли деятельностью? Какие факторы не позволяли ей реализоваться?
    Семинар 5
    1. Подумайте, насколько поведение человека может управляться ситуацией или им самим. Найдите в реальной жизни или художественных произведениях примеры, когда действия человека в большей степени определяет окружение, а когда – его собственные мотивы. Когда наличие стремления не вызывает деятельности из-за условий среды или по другим причинам? Когда благодаря действию среды реализуется деятельность в отсутствии внутреннего стремления?
    Семинар 6
    1. Выберите наиболее симпатичную вам теорию мотивации. Найдите в реальной жизни или художественных произведениях примеры описанных в ней механизмов мотивации (не менее 5).
    Семинар 7
    1. Найдите в своей жизни или произведениях искусства пример когнитивного диссонанса. Проанализируйте, какие стратегии совладания с когнитивным диссонансом вы или персонаж вы предпочли в описанной ситуации. Какие другие стратегии можно было бы использовать?
    2. Возьмите пример деятельности из собственной жизни и проанализируйте мотивы, которые стоят за этой деятельностью. Какой мотив является ведущим? Какой является мотивом-целью?
    Семинар 10
    1. Покажите на примере из реальной жизни или произведения искусства, как в поведении человека соотносятся его воля и внешние влияния.
    Семинар 12
    1. Выбрав одну из классификаций эмоциональных явлений: С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева или В.К. Вилюнаса, найдите примеры эмоциональных явлений в реальной жизни или произведениях искусства. В качестве источника материала может послужить дополнительная литература, п. 4, 5.
    Семинар 13-14
    1. Изучив представления о различных психологических состояниях в эмоциях, постарайтесь привести примеры на основании личного опыта или произведений искусств «вредоносного» и «положительного» влияния различных эмоций на жизнь человека. Что такое психоэмоциональная гигиена?
    2. Прочитайте рассказ Генри Лайона Олди «Семь смертных» Если №8 (198)’2009 и объясните, каким образом культура влияет на переживание эмоциональных состояний (приложение 3).
    3. Выберите из личного опыта три эмоциональных состояния: злость, тревога, страх, горе, радость, счастье, эйфория, ревность, любовь, влюбленность, удивление. Найдите его психологическое определение. Каким образом это состояние проявляется в теле? Как вы выражаете это состояние (можете нарисовать рожицу)? Как вам кажется, к каким действия располагает такое состояние? Каким образом вы определяете, что это именно это эмоциональное состояние? Какие мысли приводят вас к такому состоянию? И какие мысли оно навевает? Как вы узнаете, что другой человек находится в подобном состоянии?
    Семинар 15-16
    1. Опираясь, на полученные знания о связи эмоций с другими сферами психического, найдите в реальной жизни или произведениях искусства примеры влияния эмоций на восприятие, память, внимание, мотивацию.
    2. Припомните из личного опыта или произведения эмоций момент переживания эмоций. Опишите это переживание с точки зрения основных пяти компонентов эмоций.
    Семинар 18
    1. Выберите наиболее симпатичную вам теорию эмоций. Найдите в реальной жизни или художественных произведениях примеры описанных в ней механизмов мотивации (не менее 5).
    Семинар 20
    1. Заполните и обработайте «Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера А.Е. Личко». Какие эмоциональные особенности выделенного типа свойственны именно вам?
    2. Заполните «ЭмИн» (Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3 – 22). Обработайте результаты. Составьте портрет своей потребностно-мотивационной и эмоциональной сферы на основе личного опыта и обработанных методик.
    Семинар 24
    1. Опираясь, на полученные знания о природе волевого усилия и волевых качествах личности, найдите в реальной жизни или произведениях искусства примеры действий, объясняющиеся проявлением этих двух реальностей.
    2. Какие способы волевой регуляции вы используете в своей учебной деятельности? Приведите примеры.
    3. Приведите примеры саморегуляции, осуществляемой на разных уровнях отношений субъекта с миром.
    Семинар 25
    1. Выберите любое известное вам исследование в области психологии потребностей, мотивации, эмоций и воли. Какую проблему оно исследует (на какой вопрос отвечает)? Какие гипотезы формулируют авторы? Какие переменные анализируются? Какие методы используются?
    2. Выделите интересную вам проблему исследования в области психологии потребностей, мотивации, эмоций и воли. Сформулируйте гипотезу. Какие методы вы будете использовать для её исследования и почему?
    3. Какие знания из изученной дисциплины вам пригодились в жизни и могут понадобиться в психологической практике? Приведите несколько развернутых примеров.

  • Список вопросов для подготовки к монографии П. Экмана «Психология эмоций» (раздел 2)
    1. В чем состоит нейро-культурная теория эмоций? На какие эмпирические факты и исследования она опирается?
    2. Что такое кросс-культурные исследования? Приведите примеры кросскультурных исследований эмоциональных выражений.
    3. Что такое триггеры и темы эмоциональных реакций? Как эти понятия соотносятся с понятием «безусловные рефлексы» и «ассоциативное научение»?
    4. Опишите девять основных способов возникновения эмоций. Приведите примеры.
    5. Какие способности помогают человеку более адаптивно использовать собственные эмоциональные реакции?
    6. Опишите основные признаки того, что человек переживает печаль или горе. Какие ситуации запускают реакцию печали?
    7. Опишите основные проявления того, что человек переживает гнев или ярость. Какие ситуации запускают подобное поведение?
    8. Опишите основные проявления того, что человек переживает страх или испуг. Какие ситуации запускают подобное поведение?
    9. Опишите основные проявления интереса и удивления у человека. Какие ситуации запускают подобное поведение?
    10. Опишите основные мимические проявления отвращения и презрения. Какие ситуации их запускают?
    11. Какие эмоции удовольствия описывает П. Экман? Как они проявляются в экспрессии и другом поведении? Какие ситуации их запускают?
    12. Что такое микровыражения эмоций? Как можно их изучить и какую информацию получить.
    13. Что такое ошибка Отелло? Какие ограничения метода важно учитывать психологу при анализе микровыражений?

    Список вопросов для подготовки к монографии Л. Кэмерон-Бэндлер, М. Лебо «Заложник эмоций» (Раздел 2)
    1. Какой теоретической парадигмы в отношении эмоций придерживаются авторы книги? Обоснуйте ответ
    2. С какими эмоциональными сложностями сталкиваются люди и к каким последствиям в их жизни они приводят?
    3. Что такое эмоциональный выбор? Какие основные способности его составляют?
    4. Что такое структура эмоций? Как она может использоваться в практике работы с эмоциями?
    5. Что такое временные рамки эмоций? Как данный компонент эмоций может быть использован в практике? Приведите пример.
    6. Что такое модальность эмоций? Как данный компонент эмоций может быть использован в практике? Приведите пример.
    7. Что такое участие? Как данный компонент эмоций может быть использован в практике? Приведите пример.
    8. Что такое интенсивность эмоций? Как данный компонент эмоций может быть использован в практике? Приведите пример.
    9. Что такое сравнение эмоций? Как данный компонент эмоций может быть использован в практике? Приведите пример.
    10. Что такое эмоциональный темп? Как данный компонент эмоций может быть использован в практике? Приведите пример.
    11. Что такое критерии эмоций? Как данный компонент эмоций может быть использован в практике? Приведите пример.
    12. Что такое размер чана? Как данный компонент эмоций может быть использован в практике? Приведите пример.
    13. Приведите пример анализа эмоционального состояния (из личного опыта или художественного произведения) по компонентам эмоций, предложенным авторами?

  • Список вопросов для подготовки к контрольной работе №2: зарубежные и отечественные теории эмоций.
    1. Учение об эмоциях В. Вундта.
    2. Понимание эмоций в психоанализе (З. и А. Фрейд).
    3. Экзистенциально-аналитический подход к эмоциональности (Ж.-П. Сартр).
    4. Мотивационная теория эмоций Р.У. Липера.
    5. Когнитивные теории эмоций.
    6. Исследования эмоций в гештальт-психологии (школа К. Левина).
    7. Б. Спиноза об аффектах.
    8. Учение о страстях Р. Декарта.
    9. Психология переживания Ф. Е. Василюка.
    10. Представления С. Л. Рубинштейна об эмоциях.
    11. Представления об эмоциях А. Н. Леонтьева.
    12. Психологическая типология К.-Г. Юнга.
    13. Информационная теория эмоций П.В. Симонова.
    14. Эмоция как ценность в работах Додонова.
    15. Место эмоций в теории функциональных систем П.К. Анохина
    16. Какие теории и исследования агрессии вы знаете?
    17. Какие вы знаете функции эмоций? Приведите примеры.
    18. Какие вы знаете классификации эмоций? На какие критерии они опираются?
    19. Как связаны эмоции и когнитивные процессы?
    20. Как связаны эмоции и мотивация?
    21. Что такое радость и счастье? Какие исследования в рамках позитивной психологии вы знаете?
    22. Печаль и горе. Что вы знаете о синдроме острого горя? Как описывают печаль и меланхолию психологи?
    23. Тревога и тревожность. Чем отличается состояние тревоги от тревожности как личностной диспозиции?
    24. Теории стресса. Вреден стресс или полезен?
    25. Что такое фрустрация? В результате чего возникает и как её преодолеть?
    26. Какие исследования выражений эмоций вы знаете? Приведите примеры.
    27. Каким образом различные авторы решают психофизическую проблему в отношении эмоций?
    Список вопросов для подготовки к контрольной работе №3: волевая регуляция деятельности
    1. В чем недостатки предлагаемых в истории психологии психологических механизмов волевой регуляции?
    2. В чем роль воображения при волевой регуляции?
    3. Как соотносятся волевые характеристики действий человека и его волевые качества?
    4. Какую роль играет вера в волевой регуляции?
    5. Какую роль играет смысл действия в волевой регуляции?
    6. Можно ли объяснить поведение человека без понятия воли?
    7. Какие реальности поведения человека требуют понятия воля для своего объяснения?
    8. Можно ли считать волю средством личностного поведения?
    9. Что скрывается за разнообразием теорий воли?
    10. Какие известные вам теории описывают процесс порождения волевого действия? Какие механизмы в них описываются?
    11. Какие известные вам теории описывают процесс выбора между конфликтующими мотивами? Какие механизмы в них описываются?
    12. Какие известные вам теории описывают процесс регуляции исполнения действий и психических процессов при помощи понятия «воля»? Какие механизмы в них описываются?
    13. Каким образом соотносятся понятия волевого и произвольного действия? Какими свойствами они обладают? Сопоставьте понятия, приведите примеры.
    14. Какие известные вам теории описывают процесс развития волевой регуляции? Как представлено развитие воли в культурно-исторической теории.
    15. Опишите 8 способов волевой регуляции, предлагаемых В.А. Иванниковым. Приведите примеры.
    16. Что такое волевая личность? Какими характеристиками она обладает?
    17. Проблема саморегуляции. Каким образом соотносятся понятия волевой и произвольной регуляции?