“Актуальные проблемы теории и практики современной психологии” магистрам АСОУ 2016-2017 уч. год

20160105180846-brain-psychological-psychology-thinking-network-smart-education-creative-pointing
19 ноября состоялась первая встреча, посвященная актуальным проблемам теории и практики современной психологии. Курс, несмотря на маленький объем, решает амбициозные задачи. С одной стороны, выровнять уровень знаний академической психологии между студентами с разным базовым образованием. С другой стороны, понять, что сейчас происходит в психологии: какие вопросы стоят перед психологией? На какие из них мы знаем точные ответы? Благодаря каким подходам? А на какие вопросы нам еще предстоит ответить? Точнее вам, дорогие студенты. В ваших диссертациях, которые предстоит защитить через два года.
Наиболее актуальная версия учебной программы доступна по ссылке (.pdf).
Вы всегда можете задать вопрос по программе или теме курса в комментариях. Не упускайте эту возможность.

На занятиях я использую иллюстрации и опорные конспекты. Я буду выкладывать их в комментариях по мере прохождения курса. Каждое занятие представлено архивом, со спрятанным в него файлом .pptx. Для создания архивов я использую архиватор 7-zip, который распространяется бесплатно. И он точно сможет открыть скачанные с psyvert.ru файлы. Пароль можно узнать у меня или сокурсников.
Опорный конспект работает только в сочетании с вашим и собственными системами систематизации знаний и чтением литературы.
Вместе с архивами презентаций в комментариях будут появляться наиболее выверенные формулировки практических заданий. Сделанные домашние задания, оформленные по рекомендациям, данным в программе, можно присылать мне на почту tatyana.lapshina@gmail.com.

© 2016, Татьяна Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором

  • Выкладываю материалы по пройденной части курса.

    Картинки по первым двум темам – >занятие 1-3.

    Тема 1. Научные и практические задачи психологии
    Психология как наука и как сфера практической деятельности человека.Определение психологии как науки (предмет, объект, задачи). Отличия научной психологии от «житейской» психологии.Проблема метода в психологии.Отрасли психологической науки и их классификации.Роль общей психологии в системе психологических наук.Место психологии среди других наук. Методы получения психологического знания.

    Литература:
    1. Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций. – «Питер», 2010. – с. 9-23. (Лекция 1)
    2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: «Че-Ро», 2005, – с. 9-21.
    3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – с. 7-15 (Лекция 1).
    4. Павлов А.В. Логика и методология науки: Современное гуманитарное познание и его перспективы: Учебное пособие / А.В. Павлов; Министерство образования и науки РФ – М.: Флинта: Наука, 2010. (доступно на znanium.com http://znanium.com/bookread.php?book=241695) Глава 3.
    5. Соколова Е.Е. «Тринадцать диалогов о психологии». – М.: Смысл, 1997. – с. 9-32, 224-271. (Диалоги 1, 6)
    6. Михайлова Е.Л. Психолог для невидимки. Чистосердечные признания. – М.: Класс, 2015.

    Практическое задание 1.
    В газету журнала поступило письмо с обращением к психологу, ведущему регулярную авторскую колонку: «Консультации Н.Н.». В нем женщина рассказывает о сложной жизненной ситуации. Она длительное время влюблена в женатого мужчину, у которого вскоре должен появиться ребенок от законной жены. «А. не любит свою женю, и много раз говорил мне, что хочет жить со мной, – пишет она. – Недавно она увидела нас вместе и у неё начались преждевременные роды. Мне очень тяжело от всего этого. Уже месяц я не сплю и все время плачу по ночам, когда его нет рядом. Я чувствую себя виноватой, но и бросить его не могу. Он хочет уйти от жены ко мне и я не могу предать его доверие». Знания из каких отраслей психологии потребуются специалисту, чтобы ответить на это письмо? Какова должна быть профессиональная подготовка психолога, чтобы дать квалифицированный ответ?
    Попробуйте составить свой ответ. Какие проблемы у вас возникли при выполнении задания? Каких знаний, умений и навыков вам было достаточно, а чего не хватило? Каким образом вы можете их развить или получить?

    https://uploads.disquscdn.com/images/4fca809eea65e3b6befc610482de53d35faf39fe0b30375795a97b3c5743cb08.jpg

    Тема 2. Проблема определения предмета психологии: психика, психические явления, психические процессы, психические функции
    Предмет психологии. Рождения предмета психологического знания. Что такое психические явления, процессы, функции и методы их исследования? Проблема критерия психического и возникновения психики в эволюции. Биологическое и социальное в психике
    Литература:
    1. Иванников В.А. Основы психологии.Курс лекций. – «Питер», 2010. – с. 24-54. (Лекция 2-3)
    2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб : «Питер», 2000. – с. 4-64 (Часть 1).
    3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – с. 16-47 (Лекции 2-6).
    4. Соколова Е.Е. «Тринадцать диалогов о психологии». – М.: Смысл, 1997. – с. 33-223 (Диалоги 2-5).

    Практическое задание 2
    Возьмите любое явление в окружающем вас мире и выделите его психическую составляющую. Определите интересующую вас в ней проблему, возможные цели и задачи исследования. Определите отраслевую принадлежность вашего возможного исследования этого психического явления. Каким психологом вы становитесь, анализируя его?
    Какие сложности у вас возникли при выполнении задания? Каких знаний, умений и навыков вам было достаточно, а чего не хватило? Каким образом вы можете их развить или получить?

  • Коллеги, если вы хотите следить за ведомостью в режим real time, пожалуйста, напишите мне письмо с такой просьбой, и я вышлю вам ссылку. Не решаюсь выложить вашу ведомость в открытый доступ, дабы не нарушить принципа конфиденциальности.
    На ту же почту – tatyana.lapshina@gmail.com – постарайтесь вовремя присылать домашние задания. Жду их с нетерпением.
    Хорошего дня! https://uploads.disquscdn.com/images/289684434795b7a09aa8e630e7c53f76705cd8185ff18b86a0afd0084f26819f.png

  • Выкладываю презентацию с последнего занятия.
    Занятие 4-6

    https://uploads.disquscdn.com/images/4fead7514f6230ba470ce7be1723eb6f60f5cd17181243d6a02608ae324b7f27.png
    Тема 3.Проблемы детерминации поведения
    Проблема детерминации поведения: Почему человек действует так, а не иначе? Мотив и мотивация. Специфика мотивации человека. Потребность. Первичные потребности и иерархия потребностей. Как человек узнает о своих потребностях? Что управляет поведением человека: внутренняя или внешняя детерминация поведения?
    Литература:
    1. Иванников В.А. Основы психологии.Курс лекций. – «Питер», 2010. – с. 169-231. (Лекция 12-15)
    2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – с. 409-478 (Лекции 43-49).
    3. Леонтьев А.Н. Потребности. Мотивы. Эмоции // http://flogiston.ru/library/leontev
    4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность – Т. 1 – М.:”Педагогика”, 1986 – С. 33-48 или http://flogiston.ru/library/hechauzen_2
    5. Левин К. Динамическая теория действия // К. Левин. Динамическая психология. – М.: Смысл, 2001. Сс. 87-238
    6. Маслоу А. «Мотивация и личность». – Питер, 2011. Сс. 46-60

    Практическое задание 3
    Вспомните самый необычный поступок, который вам приходилось наблюдать на личном опыте, в литературе или кино. Опишите мотивацию этого поступка на всех этапах. На каких этапах реконструкции процесса мотивации вам потребовалось понятие потребности, в каком виде потребность ощущалась и осознавалась субъектом? На каком этапе для объяснения поведения вам потребовалось понятие эмоции?
    Практическое задание 4
    Вспомните из личного опыта, художественной литературы или кинематографа 3 примера ситуаций, когда деятельность останавливалась на разных этапах мотивации. Почему это происходило? Какие мотивы управляли деятельностью? Какие факторы не позволяли ей реализоваться? Какие сложности у вас возникли при выполнении задания? Каких знаний, умений и навыков вам было достаточно, а чего не хватило? Каким образом вы можете их развить или получить?

    https://uploads.disquscdn.com/images/359421c0f7f1ee957fb4455605209360cee52c9b15919bcf21390130d8f011be.gif
    Тема 4. Проблемы психологии эмоций
    Эмоциональная сфера человека. Проблема субъективности отражения. Зачем нам эмоции: какую роль они играют в регуляции деятельности? Научная алекситимия: проблема классификации эмоций. Проблема выражения и понимания эмоций человека: культурное наследие или биологическая заданность. Проблема аффекта и интеллекта. Проблемы в изучении мотивационнор-потребностной и эмоциональной сферы
    Литература:
    1. Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций. – «Питер», 2010. – с. 169-231. (Лекция 12-15)
    2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – с. 409-478 (Лекции 43-49).
    3. Леонтьев А.Н. Потребности. Мотивы. Эмоции // http://flogiston.ru/library/leontev
    4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность – Т. 1 – М.:”Педагогика”, 1986 – С. 33-48 или http://flogiston.ru/library/hechauzen_2
    5. Экман П. Психология эмоций. – «Питер», 2010. – с. 16-111 (Глава 1-4)
    6. Ян Рейковский. Эмоции и познавательные процессы — избирательное влияние эмоций // http://flogiston.ru/library/reic3
    7. Люсин Д.В. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова – М.: Институт психологии РАН – сс. 29-35. или http://creativity.ipras.ru/texts/books/social_IQ/lusin1_Social_IQ.pdf
    8. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. Тексты. Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984
    9. Линден Д. Мозг и удовольствия. – М.: ЭКСМО, 2012.
    10. Хансон Р., Мендиус Р. Мозг и счастье. – М.: ЭКСМО, 2012.
    11. Лапшина Т.Н. Апология отрицательных эмоций: роль эмоциональных
    переживаний различного знака в развитии регуляции эмоциональной жизни
    взрослого человека // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Вып. 3. – М.: АСОУ, 2015 – сс.34-47

    Практическое задание 5
    Выбрав одну из классификаций эмоциональных явлений: С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева или В.К. Вилюнаса, найдите примеры эмоциональных явлений в реальной жизни или произведениях искусства.
    Практическое задание 6
    Найдите в реальной жизни или произведениях искусства примеры влияния эмоций на восприятие, память, внимание, мотивацию, деятельность. Обратите внимание на положительное и отрицательное влияние положительных и отрицательных эмоций.
    Практическое задание 7
    Выберите из личного опыта три эмоциональных состояния: злость, тревога, страх, горе, радость, счастье, эйфория, ревность, любовь, влюбленность, удивление. Найдите его психологическое определение. Каким образом это состояние проявляется в теле? Как вам кажется, к каким действия располагает такое состояние? Каким образом вы определяете, что это именно это эмоциональное состояние? Какие мысли приводят вас к такому состоянию? И какие мысли оно навевает? Как вы узнаете, что другой человек находится в подобном состоянии?

  • Тема 5. Проблемы познавательных процессов: восприятие, память и внимание (Занятие 7-8)
    Познавательные процессы: основные проблемы психологии познания. Ощущение и восприятие. Круг проблем в исследовании ощущений. Предметность восприятия. Восприятие как деятельность. Проблема выделения внимания как феномена и как теоретического конструкта. Память как психическая деятельность. Естественное и социальное в памяти. Проблема классификации видов памяти.
    Литература:
    1. Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций. – «Питер», 2010. – с. 245-271, 290-231. (Лекция 17,19,20)
    2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – с. 107-326 (Лекции 15-34).
    3. Корепанова И.А. И вновь о параллелограмме развития памяти: данные московской выборки // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». – 2010. – № 4.
    4. Грегори Р. Разумный глаз. — М., 2003 или Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. — М., 1970.
    5. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. — М.: «Мир», 1990.
    6. Хрестоматия по общей психологии, Выпуск III, Субъект познания. Ответственный редактор В.В.Петухов Редакторы-составители Ю.Б.Дормашев, С.А.Капустин. – Темы 17, 19, 20.
    7. Роуз С. Устройство памяти. От молекул к сознанию. – М.: «Мир», – 1995.
    8. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – МПСИ, Флинта, – 2001.

    Практическое задание 8
    Возьмите какую-то картину или фотографию или какое-либо другое изображение и попробуйте написать текст, ориентируясь только на ощущения. Затем попробуйте описать эту картину с точки зрения перцептивных образов. Проанализируйте, в чем специфика полученных описаний.

    Практическое задание 9

    Вспомните какое-то событие из своего прошлого или эпизод воспоминания в художественной литературе или ином другом культурном источнике. К какой форме памяти относится это воспоминание? Постарайтесь реконструировать воспоминание в других формах памяти: автобиографической, семантической, автобиографической, процедурной, ассоциативной и др.

    Напоминаю о необходимости, сдать тесты ДО 30 декабря. Хорошо бы к этому сроку сдать и домашние задания тоже

    https://uploads.disquscdn.com/images/ac7c01db8034d6aac37ff2bb71ba1ff37fa68e3159fc68a370b210d6b3108c23.png

  • Тема 8. Психофизическая и психофизиологическая проблема (материалы лекции)
    Соотношение психики и материи в психологии и философии. Варианты решения психофизиологической проблемы: интеракционизм, параллелизм, системность. Основные положения теории функциональных систем, в приложении к проблемам психологии. Теория системной динамической локализации психических функций. Методология психофизиологических исследований
    Литература
    1. Никандров В. В. Методологические основы психологии. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2008. Глава 3.
    Дополнительная литература:
    2. Психофизиология. Учебник для вузов / под ред. Ю.И. Александрова. Любое издание. Глава 14.
    3. Хомская Е.Д. Нейропсихология. Любое издание. Раздел 1. Глава 2.
    4. Рамачандран В.С. Рождение разума. – «Олимп-бизнес», 2003
    Практическое задание 10
    1. Попробуйте в паре предложений описать то, каким образом взаимодействуют ваше тело и душа. Может быть, между ними установится какой-то диалог? Может быть, это монолог одной части? Может быть, они едины и поют в унисон? К какому из способов решения психофизической проблемы ближе этот подход? Объясните свой ответ.
    https://uploads.disquscdn.com/images/bf8557ac8b939358afc142f5534498ee85197060c15d1a88f6ddd05c47d87f19.jpg
    К экзамену

    Практическое задание 10

    Используя библиотеку и он-лайн ресурсы (например, http://psyjournals.ru, http://flogiston.ru, http://www.psynavigator.ru/, http://www.childpsy.ru, http://www.mentalhealth.com/, http://online.sagepub.com/, http://www.elibrary.ru/ и др.), выберите по 1 публикации (научное исследование, психологические новости, психологические программы, тренинги и пр.) для каждой темы из списка:
    1. Психология
    труда и организационная психология, социальная психология
    2. Нейро- и
    патопсихология, психологическое консультирование и психотерапия
    3. Психология развития и педагогическая психология
    4. Дифференциальная психология, психогенетика и психологические типы

    Проанализируйте выбранный материал и ответьте на вопросы:
    1. Какая проблема легла в основу публикации?
    2. Какие цели и задачи ставит перед собой автор?
    3. Каков предмет и объект его исследования (работы, воздействия)?
    4. Каким образом автор операционализирует предмет исследования?
    5. Какие гипотезы формулирует автор?
    6. Какова область применения полученных данных?
    7. Какие сильные и слабые стороны работы вы видите? Что бы вы могли рекомендовать автору, если бы выступали в качестве рецензента его работы?

    Сформируйте на основе вашего анализа письменный отчет и презентацию для устного доклада на 10 минут.

    Какие сложности у вас возникли при выполнении задания? Каких знаний, умений и навыков вам было достаточно, а чего не хватило? Каким образом вы можете их развить или получить?