Вопросы к зачету по дисциплине “Природные основы психики” для 1 курса факультета психологии ГАУГН (2010-2011 уч. год, весенний семестр)

Общие вопросы
1. Психофизиология как наука. Предмет. Задачи. Методы
2. Психофизическая и психофизиологическая проблемы. Варианты решения
3. Neuroscience и другие науки о природных основах психики
4. Методы психофизиологии
5. Методы регистрации активности клеток
6. Неинвазивные методы психофизиологии
7. Нервная ткань
8. Основные феномены пластичности
9. Основные виды научения
10. Виды памяти и их нейробиологические основы
11. Виды амнезий. Модель ретроградной амнезии в психофизиологии
12. Память и пластичность. Генетические механизмы памяти
13. Внимание. Виды. Функции. Характеристики. Психофизиологические показатели
14. Психофизиологические модели произвольного и непроизвольного внимания
15. Современные представления о стрессе. Виды стресса
16. Биохимия стресса
17. Функциональное состояние. Виды. Функции. Характеристики. Психофизиологические показатели
18. Модулирующие системы мозга, функциональное состояние и сознание
19. Сон. Определение. Фазы. Функции. Психофизиологические показатели
20. Сон и хронобиология
21. Теория нервной модели стимула. Её место в объяснении механизмов психических процессов
22. Векторная модель восприятия
23. Ориентировочный рефлекс: определение, уровни проявления, механизмы
24. Система «что?» в зрительном восприятии
25. Система «где?» в зрительном восприятии
26. Физиологические основания определения удаленности и глубины зрительной системой человека
27. Теории временной организации памяти. Основные хранилища информации, их особенности и предполагаемые физиологические основания
28. Теории распределенной памяти
29. Теории состояний памяти
30. Психофизиология гештальта
31. Физиологические основы ощущения и восприятия на примере зрительной системы
32. Понятия научения, обучения, пластичности и памяти
33. Понятие энграммы. Теория консолидации следа
34. Концептуальная рефлекторная дуга
35. Детекторная теория восприятия

Специальные вопросы
1. Электроэнцефалограмма: ритмы мозга
2. Электроэнцефалограмма: вызванные потенциалы
3. Нейрон – клетка нервной ткани
4. Синапсы – способ общения нервных клеток
5. Диффузная передача
6. Привыкание и сенситизация
7. Ассоциативное научение. Аналоги ассоциативного научения на клеточном уровне
8. Синапс Хебба
9. Семантическая и процедурная память и их нейробиологические основы
10. Роль ранних генов в научении
11. Роль научения в нейрогенезе во взрослом организме
12. Нейрогенез
13. Клеточные основы нервной модели стимула
14. Ориентировочный рефлекс
15. Триада стресса
16. Адаптационный синдром
17. Связь адреналина и кортикоидов в реализации стрессовой реакции
18. Нейробиология стресса
19. Оптимальное функциональное состояние (Йеркс и Додсон, Мангина)
20. Роль функционального состояния в научении (опыты Зингера и Мангины)
21. Хронотипы
22. Медленный сон
23. Сон с быстрыми движениями глаз
24. Теории сна
25. Циклические процессы в организме. Физиологические механизмы их регуляции
26. Эксперименты с внешними ритмозадателями
27. ЭЭГ–корреляты произвольного и непроизвольного внимания (эксперименты Наатанена)
28. Безусловная и условная ориентировочная реакция
29. Ахроматическая система «что?»
30. Хроматическая система «что?»
31. Физиологические основы определения диспарантности
32. Анализ сложных признаков корой головного мозга
33. Переработка зрительной информации в сетчатке
34. Переработка зрительной информации в коре головного мозга
35. Роль латерального и возвратного торможения в зрительном восприятии

Список литературы:
1. «Психофизиология. Учебник для ВУЗов» под ред. Ю.И.Александрова
2. «Хрестоматия по физиологии сенсорных систем» под ред. А,М. Черноризова
3. Виноградова О.С. Нейронаука конца второго тысячелетия. Смена парадигм // Журн. высш. нервн. деят. им. И.П.Павлова. 2000. №5.
4. Измайлов Ч.А., Соколов Е.Н., Черноризов А.М. Психофизиология цветового зрения
5. Н.Н. Данилова «Психофизиология»
6. Николлс Дж. Г., Мартин А.Р.. Валлас Б. Дж, Фукс П.А. От нейрона к мозгу.
7. Прибрам К. Языки мозга
8. Селье Г. Стресс без дистресса
9. Т.Н. Греченко «Концепции памяти» // http://flogiston.ru/articles/general/concept_memory
10. Т.Н. Греченко «Психофизиология»
см. также Лекции по курсу “Природные основы психики” для 1 курса факультета психологии ГАУГН (2010-2011 уч. год, весенний семестр)

© 2011, Татьяна Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором

Comments are closed.