Лекции по психофизиологии для студентов 3ьего курса ВШП (2011-2012)


Джон Хэссет в своей книги “Введение в психофизиологию” пишет: “Психофизиологические наблюдения столь же стары, как старо наблюдение того первого юноши, который увидел, как покраснела девушка”. Именно этой древнейшей и романтической науке посвящены лекции и семинары, которые мне выпала честь читать в ВШП. На них мы будем говорить о телесных механизмах работы памяти и внимания, сложных форм восприятия, мотивации и эмоций, стресса, сна и бодрствования, обсуждать методологические проблемы современной психологии и те способы, которые может предложить для их решения психофизиология.
Чтобы облегчить слудентам самостоятельные занятия, после лекций я буду размещать презентации, которые использую в качестве иллюстративного материала, здесь, у себя на страничке.
Каждая презентация представляет собой файл .ppt, сжатый в .zip. Для извлечения архива я настоятельно рекомендую пользоваться архиватором 7zip. Это чрезвычайно простой в установке и использовании архиватор, которым я пользуюсь для создания своих zip-ов. Поэтому он точно позволит вам извлечь архив, если вы только знаете пароль. Если не знаете – спросите у коллег или преподавателя. Найти меня можно по координатам, указанные в графе контакты внизу страницы.
Убедительная просьба не передавать пароль третьим лицам.
Приятного вам изучения и удачной подготовки!

Лекция 1. Психофизиология как наука: коррелятивная, системная и векторная психофизиология
Лекция 2-3. Психофизиология памяти и научения
Лекция 4. Психофизиология внимания
Лекция 5. Психофизиология функциональных состояний на примере сна, бодрствования и стресса
Лекция 6. Психофизиология эмоций

Вопросы и список литературы к семинару “Психофизиология стресса” (архив без пароля)

P.S. Для оформления лекций использовано изображение из статьи Richard P. Grant “Memory Aid”. На нем мы видим зубчатую извилину гиппокампа крысы, вместе с её астроцитами (салатовый), нейронами (красный) и ядрами (голубой). В статье рассказывается о роли разложения гликогена астроцитами в формировании следа памяти. Кто читает на английском, не поленитесь – загляните;)

update: экзамен 23.12 в 18.00
рефераты сдаем до 14.12 включительно на почту tatyana тчк lapshina собака gmail тчк com

© 2011, Tatiana Lapshina. All rights reserved.

  • Вопросы к экзамену
    Общие вопросы
    1. Психофизиология как наука. Предмет. Задачи. Методы
    2. Методы психофизиологии
    3. Методы регистрации активности клеток
    4. Неинвазивные методы психофизиологии
    5. Нервная ткань
    6. Нейромедиаторы. Определение. Функции. Основные типы
    7. Научение и пластичность
    8. Основные феномены пластичности
    9. Основные виды научения
    10. Виды памяти и их нейробиологические основы
    11. Виды амнезий. Модель ретроградной амнезии в психофизиологии
    12. Память и пластичность. Генетические механизмы памяти
    13. Внимание. Виды. Функции. Характеристики. Психофизиологические показатели
    14. Психофизиологические модели произвольного и непроизвольного внимания
    15. Современные представления о стрессе
    16. Биохимия стресса
    17. Функциональное состояние. Виды. Функции. Характеристики. Психофизиологические показатели
    18. Модулирующие системы мозга, функциональное состояние и сознание
    19. Сон. Определение. Фазы. Функции. Психофизиологические показатели
    20. Сон и хронобиология
    21. Медиаторные системы мозга
    Специальные вопросы
    1. Психофизическая и психофизиологическая проблемы. Варианты решения
    2. Электроэнцефалограмма: ритмы мозга
    3. Электроэнцефалограмма: вызванные потенциалы
    4. Нейрон – клетка нервной ткани
    5. Синапсы – способ общения нервных клеток
    6. Диффузная передача
    7. Привыкание и сенситизация
    8. Ассоциативное научение. Аналоги ассоциативного научения на клеточном уровне
    9. Синапс Хебба
    10. Семантическая и процедурная память и их нейробиологические основы
    11. Мозжечок – субстрат ассоциативного научения
    12. Роль ранних генов в научении
    13. Нейрогенез
    14. Нервная модель стимула
    15. Ориентировочный рефлекс
    16. Процессная негативность
    17. Негативность рассогласования
    18. Триада стресса
    19. Адаптационный синдром
    20. Связь адреналина и кортикоидов в реализации стрессовой реакции
    21. Нейробиология стресса
    22. Оптимальное функциональное состояние (Йеркс и Додсон, Мангина)
    23. Роль функционального состояния в научении (опыты Зингера)
    24. Хронотипы
    25. Медленный сон
    26. Сон с быстрыми движениями глаз
    27. Теории сна
    28. Циклические процессы в организме
    Список литературы:
    1. «Психофизиология. Учебник для ВУЗов» под. ред. Александрова
    2. Е.И. Николаева «Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии»
    3. Н.Н. Данилова «Психофизиология»
    4. Т.Н. Греченко «Психофизиология»
    5. Николлс Дж. Г., Мартин А.Р.. Валлас Б. Дж, Фукс П.А. От нейрона к мозгу.
    6. Прибрам К. Языки мозга
    7. Селье Г. Стресс без дистресса
    8. Измайлов Ч.А., Соколов Е.Н., Черноризов А.М. Психофизиология цветового зрения
    9. Виноградова О.С. Нейронаука конца второго тысячелетия. Смена парадигм // Журн. высш. нервн. деят. им. И.П.Павлова. 2000. №5.