Толерантность против гомофобии (мастерская толерантного отношения к женщинам, любящим женщин)

авторы: Волохова Александра, Лапшина Татьяна

Мастерская подготовлена для арт-форума “Контакт, партнерство, сексуальность“, 2005 год

Описание:

Современное общество предоставляет всё больше прав и возможностей людям, отличающимся от среднестатистического большинства. При этом естественной реакцией обывателей является интолерантность – неспособность принять человека таким, как он есть ; и активные действия, исходящие из этого неприятия. И если даже некоторые государства всё больше и больше заботятся о любом своем члене, не зависимо от его расовой принадлежности, сексуальной ориентации и других второстепенный признаков, то многие люди ещё не готовы к этому. Так, несмотря на то, что во многих странах однополые пары приобретают возможность «узаконивать» свои отношения, им все сложнее становится общаться с большинством обычных людей.

Мы считаем, что гомофобия – одна из форм интолерантности. Она не имеет под собой биологических основ и может рассматриваться как предрассудок.

На нашей мастерской мы сможем увидеть нетерпимость с разных сторон; распознать в обществе и себе, как его представителе, проявления интолерантности к однополой любви. Мы почувствуем, что испытывают подавляемые и подавляющие в обществе. И самое главное – мы попробуем честно поговорить об этом.

Мы приглашаем и мужчин, и женщин. Нам будет, о чем поведать друг другу.

Основные задачи мастерской:

  1. ознакомление с понятием толерантности, интолератности, предрассудков, гомофобии, бифобии
  2. выявление признаков толерантности и интолерантности
  3. осознание многообразия проявлений сексуальности
  4. развитие способности к самопознанию
  5. снятие негативного представления о «других» видах сексуальности
  6. развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия
  7. обучение толерантному поведению в отношении женщин, любящих женщин

Количество участников:

10-15 человек

Общая продолжительность:

4 часа

Программа:

Вводная часть

Цель: введение в проблему

Необходимое время: 15 минут

Дополнительные материалы: флип-чарт или доска

1) Принимаются правила работы в группе (приложение 1)

2) Введение в проблему и тренинг. Оглашение основных целей тренинга.

Знакомство

Цель: знакомство участников, декларация целей участников, выяснение актуальности темы для каждого участника мастерской

Необходимое время: 15 минут

Подготовительное упражнение

Цель: объединение группы; выяснение основных проблем в отношениях с лесбиянками и однополыми парами; смещение точек зрения участников; более подробное ознакомление с признаками нетерпимости

Необходимое время: 30-40 минут

Дополнительные материалы: флип-чарт, доска, анкеты в количестве участников

1) Обсуждение понятий толерантности, интолерантности, предрассудков, гомофобии, бифобии.

2) Работа в группах. Участникам предлагается ознакомиться со списком симптомов нетерпимости (приложение 3), отметить те, которые можно отнести к женщинам, любящим женщин, и обсудить, как эти симптомы в отношении женщин проявляются.

3) Обсуждение результатов всей группой. Принятие правил общения в кругу (Приложение 1).

Основное содержание занятия

Цель : преодоление эгоцентрической позиции в отношении лесбиянок; выяснение основных стереотипов; экстериоризация установок в отношении лесбиянок и отчуждение их.

Необходимое время : 120 минут

Дополнительные материалы: бумага, цветные карандаши, фломастеры

Упражнение 1. Разнообразие влечения

Участникам вне зависимости от пола предлагается 10-15 минут на то, чтобы нарисовать на двух листах бумаги свое влечение к мужчине и женщине. Запрещается использование откровенных культурных сигнификаторов пола (таких как женское и мужское тело, щит и копье Марса и зеркало Венеры) и подписывание картинок. Другие участники игры не должны знать о том, какое влечение изображено на демонстрируемых картинках.

Далее, авторам предлагается выбрать наиболее симпатичную для себя картинку, взять её в руки и подвигаться в ограниченном, но довольно свободном пространстве. Основная задача: почувствовать свои ощущения в отношении влечения, не вступая в активные взаимодействия с окружающими и не используя слова. После 10 минут ведущие сужают пространство.

То же упражнение повторяется с оставшимся изображением.

Шеринг . Участникам предлагается обсудить свои чувства и ощущения во время упражнения.

  • Насколько легко им было рисовать свое влечение к людям разного пола?
  • Что они чувствовали, демонстрируя гомоэротическое влечение?
  • Что ощущали, демонстрируя гетероэротическое влечение?
  • Как чувствовали себя люди, воспринимая гомоэротическое влечение к себе?

Упражнение 2. Признание

Участникам предлагается разделиться на тройки. В каждой тройке разыгрываются следующие ситуации: признание младшей родственницы в том, что она любит женщину (например, дочь матери/отцу, племянница тете/дяде); признание старшей родственницы младшей/ему (например, мать дочери/сыну); признание подруги своей подруге. Каждый участник должен побывать в ситуации, когда близкая женщина признается ему в любви к женщинам.

Шеринг :

  • Насколько было легко участникам представить ситуацию признания близкого человека?
  • Какие чувства при этом возникали? Что тревожило? Были ли какие-нибудь опасения?
  • Будут ли они способны поддерживать прежние отношения с признавшейся? Если отношения изменятся, то насколько?
  • Насколько было легко оказаться в роли признающейся?
  • Какой реакции ожидали в ответ на признание?
  • Как переживания были до и после признания?

Упражнение 3. Паутина предрассудков

Участники тянут жребий, с помощью которого разделяются на 2 группы: в одну входят «лесбиянки» (Группа 1), в другую – «гетеросексуалы» обоих полов и «геи» (Группа 2).

Ведущий рассказывает о негативной роли предрассудков в отношениях между людьми.

Группе 2 предлагается собраться вместе и вспомнить все анекдоты и предрассудки, какие им приходят в голову о лесбиянках. Можно начать с типичного описания лесбиянки. Того, как она проводит время. Где работает. Что у неё никогда не получится. Таким образом, они составляют «список предрассудков», который будет использован в дальнейшем.

В это время группа 1 пытается выбрать себе место для общения и обсуждает, как они могут проводить свободное время, какие трудности могут испытывать при приеме на работу.

Когда список группы 2 окончен, ведущие предлагают группе 1 встать в наиболее плотный круг, чтобы если что – они могли поддержать друг друга.

Участники группы 2 начинают по очереди высказывать негативные представления о «лесбиянках», выдвигать общественные обвинения, осуждать, опираясь на отрицательные стереотипы и предрассудки. После каждого негативного высказывания участник обматывает группу 1 веревкой, как бы опутывая «паутиной предрассудков», до тех пор, пока те не смогут покинуть плотный круг.

Ведущий спрашивает группу 1 о том, что они сейчас чувствуют. Люди из Группы 1 рассказывают о своем состоянии и своих чувствах. Затем ведущий задает участникам вопросы: «Какие у вас возникли чувства? Как вам кажется вы бы себя чувствовали, если бы оказались на «той стороне? Не возникает ли желания ослабить путы или освободить группу 1?». Для этого ведущий предлагает найти контраргументы к высказанным обвинениям и предрассудкам или вспомнить что-то хорошее о лесбиянках. Участники по очереди высказываются и постепенно распутывают «паутину». Упражнение заканчивается, когда группа 1 полностью освобождена от «паутины предрассудков».

Рефлексия занятия

Необходимое время : 30 минут

Шеринг . Обсуждение:

  • основных моментов занятия;
  • нового опыта, полученного на мастерской;
  • признаков и проявлений толерантного поведения.

Приложение 1. Правила

Правила работы в группе:

  1. принцип добровольного участия в группе
  2. конфиденциальность
  3. доброжелательная и открытая атмосфера в группе
  4. участвуя в групповых упражнениях мы можем свободно проявлять свои эмоции, но не причинять вреда или существенного дискомфорта другим участникам
  5. принятие правил всеми

Правила шеринга:

  1. при желании мы делимся с другими своими идеями, мыслями, чувствами;
  2. мы выслушиваем и уважаем чужие мысли, идеи, чувства;
  3. мы высказываемся в круг;
  4. каждый может пропустить свою очередь, если не хочет высказываться;
  5. мы избегаем оценочных суждений в отношении всех участников группы.

Приложение 2. Толерантность и интолерантность

Критерии толерантности и интолерантности в отношении геев и лесбиянок*

Интолерантность

Толерантность

Вербальное отрицание

Позитивная лексика

Дискриминация

Равноправие

Физическое насилие

Ненасилие

Отчужденность

Сотрудничество, солидарность


Приложение 3. Симптомы нетерпимости

Симптомы нетерпимости в широком смысле

Черты нетерпимости в отношении лесбиянок

Язык. Очернительный, уничижительный или отчуждающий язык, который обесценивает и унижает культурные расовые, национальные или сексуальные группы.

Стереотипы. Определение всех членов какой-либо группы посредством обобщенных, как правило негативных, характеристик.. Предубеждения . Вынесение суждения по поводу отдельных людей или групп на основании негативных обобщений и cmepeomunoв, а не реальных фактов или конкретных поступков.

Насмешки. Привлечение внимания к конкретным моделям поведения людей, к их качествам и характеристикам с целью высмеивания или оскорбления.

Поиск «козла отпущения». Обвинение конкретной группы или конкретного человека в несчастьях или в существовании социальных проблем.

Дискриминация . Лишение отдельных лиц, групп или целых сообществ равных социальных, политических или экономических прав; преследование по причине этнического происхождения, национальности, мировоззрения или других социальных факторов.

Остракизм (бойкот). Поведение, игнорирующее npucymcmвue или существование других. Отказ говорить с другими, признавать их самих или их культур.

Преследование (Harassment). Преднамеренные действия, направленные на устрашение и унижение других (другого); нередко предпринимаются с целью вытеснения человека или группы из сообщества или организации.

Осквернение или порча. Нанесение прямого ущерба или искажение религиозных и культурных символов, предметов или зданий с целью дискредитации и осмеяния верований и идентичности тех для кого эти здания, предметы и символы являются значимыми.

Запугивание . Использование физического, морального и численного превосходства для унижения других, лишения их собственности, статуса или для склонения к конкретным сомнительным действиям.

Насилие . Физические или моральные издевательства, изгнание из мест проживания, вооруженные нападения, убийства.

Список литературы:

• Розовая психотерапия. Руководство по работе с сексуальными меньшинствами . Санкт-Петербург 2001.

• Однополые мужские и женские пары. В чем разница? http://www.lesbiru.com/science/family.html . 2003.

• Гомофобия, дети и школа . http :// lesbiru . com / family / childhomofob . html . 2003.

• Институт однополого брака . http://lesbiru.com/family/marriage.html . 2005.

• Burch B. Between women: The mother-daughter romance and homoerotic transference in psychotherapy. Psychoanalytic Psychology 13(4), 475-494. 1997.

• Vdova & VolgaVolga . Лесбиянки и карьера: гармония или несовместимость? Lesbiru.com . 2001.

• Бергрен Н. Эмоциональное происхождение гомофобии . http://www.lesbiru.com/society/homofob.html . 2005.

• Дэйвис Д. Гомофобия и гетеросексизм . // Розовая психотерапия. Руководство по работе с сексуальными меньшинствами . (под ред. Дэйвис Д., Нил Ч.). Санкт-Петербург : 2001; Питер : 87-122.

• Дэйвис Д. Работа с лицами, “обнаружившими” свою гомосексуальность . // Розовая психотерапия. Руководство по работе с сексуальными меньшинствами . (под ред. .Дэйвис Д., Нил Ч.). Санкт-Петербург : 2001; Питер : 123-152.

• Каzанова Яшка. Стихи . http://stihi.ru/author.html?avacha . 2005.

• Ка z анова Яшка. Избранные стихи . http://chestnok.fromru.com/chestnok01/ch-chtivo/ch-chtivoKst.htm . 2005.

• Кон И.С. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре . Издательство АСТ, Олимп , Москва 2005.

• Кон И.С. Гомосексуальность, самоубийство и психическое здоровье . www.neuro.net.ru . 2005.

• Риэрдон Б.Э. Толерантность – дорога к миру . Москва 2001.

• Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Тренинг “Учимся толерантности” . // На пути к толерантному сознанию . (Под ред. Асмолова А.Г.). Москва : 2000; СМЫСЛ : 177-239.

• Уолш Ф. Злоупотребления во взаимоотношениях партнеров . // Розовая психотерапия. Руководство по работе с сексуальными меньшинствами . (Под ред Дейвис Д., Нил Ч.). Санкт-Петербург : 2001; Питер : 311-327.

• Харгаден Е., Левелин С. Проблемы, связанные с рождением и воспитанием детей . // Розовая психотерапия. Руководство по работе с сексуальными меньшинствами . (Под ред Дейвис Д., Нил Ч.). Санкт-Петербург : 2001; Питер : 198-221.

• Юнг В. Работа с пожилыми лесбиянками . // Розовая психотерапия. Руководство по работе с сексуальными меньшинствами . (Под ред. Дэйвис Д., Нил Ч.). Санкт-Петербург : 2001; Питер : 250-266.

• Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Тренинг “Учимся толерантности” . // На пути к толерантному сознанию . (Под ред. Асмолова А.Г.). Москва : 2000; СМЫСЛ : 177-239.

• Дэйвис Д. Гомофобия и гетеросексизм . // Розовая психотерапия. Руководство по работе с сексуальными меньшинствами . (под ред. Дэйвис Д., Нил Ч.). Санкт-Петербург : 2001; Питер : 87-122.

• Риэрдон Б.Э. Толерантность – дорога к миру . Москва 2001.

Москва, 2005 год

© 2005 – 2013, Tatiana Lapshina. All rights reserved.