Галина Бедненко «Греческие Богини. Архетипы женственности»

Греческие богини. Архетипы женственности | Галина Бедненко | | Библиотека психологии и психотерапии | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 5-86375-129-0 Греческие богини. Архетипы женственности | Галина Бедненко | | Библиотека психологии и психотерапии | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 5-86375-129-0
Боги, герои, мужчины. Архетипы мужественности | Галина Бедненко | Библиотека психологии и психотерапии | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 5-86375-060-Х Боги, герои, мужчины. Архетипы мужественности | Галина Бедненко | Библиотека психологии и психотерапии | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 5-86375-060-Х

Рецензия впервые опубликована на на Флогистоне.

В своей книге Галина Бедненко продолжает линию анализа поведения человека с учетом влияния архетипов греческих божеств – наиболее близки и знакомых каждому представителю европейской культуры. Для этого она использует понятие ролевого архетипа. Идея рассмотрения архетипов, привязанных к какому-либо конкретному божеству, предлагал ещё К.-Г. Юнг. Наибольшее распространение она получила в работах Болен, Вулджер и их последователей. Эту же линию с небольшими модификациями и принципиальными изменениями продолжает автор.

Архетипы божеств – это те силы, которые так или иначе влияют на нашу жизнь. Полная поглощенность архетипом может быть опасна не только для человека, но и для его окружения. Например, Карл Юнг рассматривал архетип Водана (бога битв, боевого безумия, вдохновения у др. германцев) как основной фактор, сформировавший личность Адольфа Гитлера. Свобода человека лежит в осознании влияния различных архетипов и использовании их как ресурсов. Поэтому работы в данной области вряд ли когда-либо потеряют актуальность.

Как и в книге, посвященной ролевым архетипам греческих божеств у мужчин, Галина Бедненко рассматривает не только мифы, непосредственно связанные с восемью богинями. Особое внимание уделяется героиням Деметры, Персефоны, Артемиды, Афины, Афродиты, Геры и Гестии (для Гекаты оказалось затруднительным отыскать героинь со своим путем развития). Через призму этих историй наилучшим образом высвечивается путь развития архетипа внутри человека и возникающие на этом пути кризисы. Истории героев не просто ближе к реальной жизни. Как говорит автор на своих семинарах: «У Богов нет выбора. Только смертные могут выбирать». Герои имеют большую свободу, чем Боги. Таким образом рассмотрение истории героя помогает простроить мостик между мифологической заданной реальностью и нашей жизнью, в которой мы вольны действовать наиболее свободно.

Геката рассматривается в качестве самостоятельного архетипа у Галины Бедненко впервые (у Болен, например, эта богиня рассматривается лишь в триаде Артемида-Селена-Геката). Это прямое следование как за греческим мифом, так и за современными модификациями мифами в неоязыческих традициях. Введение отдельного архетипа, связанного в том числе и с преклонным возрастом женщины, сегодня особенно важно, так как количество пожилых дам, нуждающихся в помощи психологов или занимающихся самостоятельным изучением себя постоянно увеличивается. Остается вопрос к автору: есть ли всё-таки героини у Гекаты?

Особый интерес в книге представляют разделы, посвященные проявлению той или иной богини в качестве анимы определенного мужчины. Возможность проявления мужских архетипов у женщин, а женских у мужчин до сегодняшнего дня рассматривалась в основном как один из вариантов объяснения нетипичного полового поведения. Шинода Болен, например, рассматривает Афину как эквивалент женского анимуса. На самом же деле анимусу более логично следовать мужским мифам, как и аниме – женским, вне зависимости от сексуальной ориентации человека. Как пишет Галина Бедненко в своей книге, «Анима (и Анимус) всегда связаны с другим в человеке. Поэтому оказывается особенно важен опыт переживания контакта с этой частью нашей души». Как правило, влияние архетипов другого пола сложнее осознается. Поэтому в определенных сферах они могут узурпировать «власть» над Эго. Так, мужчина может искать в своих партнершах аниму, которую никак не может найти в себе. Какой она является на самом деле – помогает понять контакт с архетипами противоположного пола.

Все книги, посвященные исследованию потенциала греческой мифологии для психологии, во многом схожи между собой. Это и не удивительно, потому что все они опираются на одни и те же источники. Тем не менее, у рассматриваемой книги Галины Бедненко, помимо описанных нововведений, есть свои особенности. Её книги – это результат анализа, пересмотра старых постулатов в новых условиях и расширение понятия архетипа вообще (а не только ролевого архетипа). Книга включает в себя подробные описания проявления восьми греческих богинь не только в жизни женщин, но и в современной нам культуре. Автор подчеркнуто внимательно относится к источникам: как к древнему мифу, так и литературным (художественным и психологическим).

Сегодня Галина Бедненко делает следующих шаг в психологическом исследовании мифа: она разрабатывает метод, позволяющий исследовать проявления архетипов в нашей жизни in vivo. Это, безусловно, мифодрама – результаты, полученные этим способом, осмыслены и входят частично в книгу о греческих богинях. Надеемся, что в скором времени мы сможем прочитать более подробно о применении мифодраматической техники для исследования и архетипов, и мифов как их воплощения, отдельную монографию. Кроме того, «расстановки божеств» – перспективный способ индивидуальной и персональной работы, разработка которого была бы невозможна без работ автора.

© 2008 – 2013, Tatiana Lapshina. All rights reserved.