О некоторых проблемах групповой работы на практических конференциях (очерк)

Волохова А.А., Лапшина Т.Н.

Сегодня на постсоветской территории становится всё более популярной особая форма организации общения психологов – практические конференции. Такие мероприятия кажутся привлекательными как для специалистов, ориентированных только на практику, так и для их более академически настроенных коллег. Кроме того, участниками подобного рода мероприятий нередко становятся просто заинтересованные психологией люди и потенциальные клиенты. Собственно, встреча тренера с заказчиком является одной из основных задач практических конференций, наряду с обменом опытом, техниками и знаниями самими специалистами.

Тем не менее, практические конференции всё ещё остаются в известной степени новинкой в нашем психологическом мире. А их формат является уникальным в своём роде. Поэтому нам кажется необходимым обратить внимание на дополнительные этические и процессуальные сложности, которые могут возникнуть, как у участников, так и у тренеров в процессе работы.

Смешение разных типов групповой работы

Смешение представлений о групповой работе различных типов может оказаться серьёзной проблемой, особенно для психолога и тренера. Даже среди профессионалов в области психологии и психотерапии до сих пор не существует чёткой и единообразной классификации групп, включаемых в психологическую работу. И уж тем более слабо осведомлены в данной области клиенты. Между тем, группы различаются по основным целям работы, средствам их достижения, составу участников, времени работы, функции ведущего и многим другим параметрам. Так, можно выделить рабочие группы, обучающие группы, консультационные группы, психотерапевтические группы (по Р. Смид «Групповая работа с детьми и подростками) и т.д.

В рамках практических конференций можно оказаться на рабочей группе, обучающей группе и, возможно, консультационной. Психотерапевтические группы , конечной целью которых являются, как правило, глубинные личностные изменения, вряд не осуществимы за один сеанс работы и не приемлемы в условиях, когда группа создаётся всего на несколько часов и после чего клиент расстаётся с психотерапевтом, возможно, навсегда.

Рабочие группы ориентированы на постановку и решение конкретной задачи или дискуссионной проблемы. При этом вся группа концентрируется на обсуждении содержания и способа решения задачи. Участником такой группы может быть кто угодно. Конфиденциальность необязательна (т.к. работа не предполагает оглашения интимно-личного материала участников). А роль ведущего сводится к управлению конфликтами, стимулированию мозгового штурма и принятию решений. Примером подобного рода групповой работы на практической конференции может служить любой «круглый стол» на заданную тему.

Обучающие группы могут быть направлены как на обучение конкретным психологическим, так и любым другим навыкам. Предметом группового обсуждения тут становится конкретная сфера знаний и конкретные навыки. Состав участников здесь также не регламентируется. А ведущий выступает в роли педагога-транслятора знаний.

К сожалению, в случае с практической психологией простая «трансляция знаний» является невозможной. Даже в случае демонстрационной мастерской психолога (как это было на семинаре Игоря Любитова, посвященном анализу сказок) ведущий рискует столкнуться с личной проблемой участника. На коротких «сессиях», организуемых не практических конференциях, ведущий может обратиться к участникам с просьбой отказаться от участия, если рассматриваемая проблема для них личностно важна. Тем не менее, важно учитывать, что сам факт выбора человеком того или иного семинара или мастерской может указывать на наличие непроработанных моментов в данной области.

Консультационные группы ориентированы на решение психологических проблем через организацию взаимодействия участников. Как правило, работа в консультационных группах длится 3-6 месяцев. Участники проходят предварительный отбор (например, собеседование с ведущим и, возможно, заказчиком). Ведущему здесь предстоит работать с проблемами у частников группы. Очевидно, что подобная форма работы невозможна в рамках практических конференций, хотя бы из-за ограничений во времени. Но, как уже было отмечено, любая обучающая группа в тех случаях, когда она касается некоторых психологических навыков, может иметь тенденцию превратиться в консультационную или даже психотерапевтическую.

Таким образом, в большинстве случаев формат проводимых на практических конференциях групп можно назвать демонстрационным . В минимальных масштабах на подобных группах могут решаться психологические проблемы участников. При этом ведущему приходится сочетать функции консультанта и педагога – в процессе «личной работы» он демонстрирует определенные техники и навыки работы с людьми или группой. Существенные ограничения накладываются временными рамками. Всё это должно осознаваться и учитываться тренером в своей работе. Причём, возлагаемая на тренера ответственность выше, нежели в процессе повседневной работы, так как встреча с участником на практический конференции может оказаться последней и всё, что будет сделано, будет осуществлено в течение времени, отведённого на семинар.

Смешение позиции участника

Следующая опасность, поджидающая группу, - смешение позиций её участника.

В любой групповой работе субъекты могут выступать в следующих ролях:

  • ведущий, или директор,
  • ассистент директора,
  • участник.

Ведущий практически всегда, независимо от типа группы, обладает б о льшими полномочиями, чем все остальные субъекты, включенные в процесс. При этом директор может, в том числе, выбирать, согласно задачам, стиль ведения группы: авторитарный (полный контроль над содержанием, целями и процессом) или фасилитирующий (равная ответственность членов группы за всё происходящее во время работы).

Мера вовлеченности ассистентов устанавливается по договоренности с директором. В том числе, ассистенты могут временно выполнять роль участников или частично совмещать в процессе эти две роли.

Мера управления участником процессом групповой работы различна. Так, в рабочих группах отношения участников и ведущего похожи на отношения ораторов и президента дискуссионного клуба или ведущего ток-шоу. Участники вольны высказывать любые мнения, касающиеся решаемой проблемы, а директор решает, кому и когда предоставить слово и, возможно, какое из предложенных решении выбрать.

В обучающих и консультационных группах участники в определённой степени доверяются ведущему. В первом случае практически полностью – если не слушать транслируемое знание, то его и не получишь. Во втором - опираясь на собственные ощущения психологической безопасности. В любом случае, каждый участник может отказаться от выполнения того или иного задания, предложенного директором, но в остальном необходимо следует правилам, принимаемым на группе. Обычно, они включают, как минимум, следующие:

  1. принцип добровольного участия в группе;
  2. принцип конфиденциальности;
  3. доброжелательная и открытая атмосфера в группе;
  4. непричинение вреда или существенного дискомфорта другим участникам;
  5. принятие правил всеми.

Позиция участника в демонстрационной группе, очевидно, должна быть оговорена вначале работы и, возможно, включена в принимаемые правила. Иначе есть вероятность совмещения ролей директора и участника или ассистента и участника. Участник-ассистент в процессе выполнения упражнений может пытаться давать советы ведущему. Участник-директор пытается управлять поведением других участников – открыто объяснять им, как надо выполнять то или иное упражнение, на что стоит обращать или не стоит обращать внимание и т.д., осложняя, таким образом, работу реального ведущего и мешая остальным участникам.

Участником-директором может стать как психолог-ведущий других мастерских, так и потенциальный клиент. Тем не менее, чаще всего эту роль на себя принимают люди, в которых совмещается и первое, и второе условие.

Смешение этапов тренинга

Одним из следствий неприятия своей роли участника и смешение её с директорской, может явиться попытка влиять на порядок проведения работы.

Так, например, участник-директор может обсуждать стиль и методы ведения группы реальным ведущим во время шеринга, предназначенного не для процессуального анализа, а для обмена непосредственными чувствами и впечатлениями во время работы. Или, напротив, во время упражнений начинать делиться своими ощущениями и чувствами, предлагая окружающим поступить так же.

Смешение психологических техник

На практических конференциях сталкиваются люди с очень разным багажом теоретических знаний и личного опыта. Как правило, даже те участники, что не являются психологами, имеют некоторые представления о различных методах психологической работы и, возможно, даже владеют некоторыми техниками, доступными для использования в повседневной жизни. В то же время некоторые психологические методики могут приводить к изменению состояния сознания, повышать или понижать готовность человека к принятию того или иного опыта. Поэтому на группах необходимо объявлять об арсенале методов, которые можно применять в процессе работы. Например, ведущий может сказать, что участники арт-терапевтической мастерской могут использовать метод активной визуализации, если они им владеют и считают, что он им поможет. Видимо, «чистоту метода» следует вводить как дополнительное правило, принимаемое на группе.

В качестве иллюстративного комплекса возникающих сложностей можно привести один случай из нашей практики. Во время демонстрационного воркшопа возник конфликт с одним из участников – М., мужчиной среднего возраста, тренером, прошедшим подготовку техникам холотропного дыхания. Его запрос был сформулирован следующим образом: «Мне просто стало интересно. Вот я и пришёл». Во время группового обсуждения М. согласился с целями и задачами, поставленными тренерами. У него возникли сложности с выполнением первого творческого упражнения, поэтому он использовал известные ему дыхательные техники. При этом М. привлекал к себе внимание настолько, что одна из участниц поинтересовалась, хорошо ли он себя чувствует и почему так тяжело дышит. М. объяснил всем присутствующим, что это дыхательное упражнение, которому его научили, чтобы стимулировать «креативную деятельность».

В дальнейшем, его поведение резко изменилось:

  1. Он отказался принимать правила шеринга, мотивируя это тем, что ощущает угрозу со стороны ведущих.
  2. Потребовал смены темы и задач воркшопа, потому что они ему не интересны.
  3. Обвинил ведущих в личном неуважении к нему и в предвзятом отношении к теме.
  4. Потребовал проявления ритуального уважения к нему: "Скажите мне это другим тоном, с уважением".
  5. Не соглашался с установленными правилами процесса.
  6. Обвинение ведущих в непрофессионализме, ссылаясь на их возраст, обращаясь к ним словами «девочки», «деточки» и т.д.
  7. Угрожал разгласить свое мнение всему профессиональному сообществу.
  8. Отказался покинуть группу.
  9. Два раза выходил из комнаты и возвращался, хлопая дверью.
  10. Жаловался на игнорирование ведущими.

Все выше описанные действия производились на «повышенных тонах», участник переходил на крик, принимал угрожающие позы и т.д.

На данном примере видно, как смешение психологических техник (использование холотропного дыхания) привело сначала к смешению позиции участника. Сначала М. готов был принять позицию участника-ассистента: давал советы ведущим, обсуждал методы работы во время шеринга (смешение этапов и задач тренинга). В дальнейшем его действия стали более активными, М. принял на себя роль участника-директора. Пытался сам устанавливать правила, указывать другим участникам, что им делать. Когда получить полномочия ведущего ему не удалось, М. покинул помещение.

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что форма работы на практических конференция совершенно особая. Она не попадает под классические классификации групп. Демонстрационные группы и тренинги представляют собой промежуточную по ряду признакам форму между рабочими, обучающими и консультационными группами. Данная особенность приводит к возникновению ряда сложностей, препятствующих эффективному взаимодействию тренера и группы, такие как смешение позиции участника, смешение этапов тренинга и смешение психологических техник. Очевидно, что все эти тонкости следует учитывать и даже использовать как дополнительное преимущество в своей работе. Что, в свою очередь, требует особого подхода и отношения к демонстрационным группам на практических конференциях и модификации тренером или терапевтом своего метода с учетом выше описанных феноменов.

Очерк опубликован в Сборнике докладов V международной конференции по практической психологии "Свобода и семья", Харьков, 26-29 мая 2005
Обратно в психологию
Резюме
Материалы данного сайта защищены законодательством об авторском праве. Если хотите использовать их, свяжитесь с автором
©Татьяна Лапшина