Толерантность против гомофобии |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(мастерская толерантного отношения к женщинам, любящим женщин) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Волохова Александра, Лапшина Татьяна Описание:Современное общество предоставляет всё больше прав и возможностей людям, отличающимся от среднестатистического большинства. При этом естественной реакцией обывателей является интолерантность – неспособность принять человека таким, как он есть ; и активные действия, исходящие из этого неприятия. И если даже некоторые государства всё больше и больше заботятся о любом своем члене, не зависимо от его расовой принадлежности, сексуальной ориентации и других второстепенный признаков, то многие люди ещё не готовы к этому. Так, несмотря на то, что во многих странах однополые пары приобретают возможность «узаконивать» свои отношения, им все сложнее становится общаться с большинством обычных людей. Мы считаем, что гомофобия – одна из форм интолерантности. Она не имеет под собой биологических основ и может рассматриваться как предрассудок. На нашей мастерской мы сможем увидеть нетерпимость с разных сторон; распознать в обществе и себе, как его представителе, проявления интолерантности к однополой любви. Мы почувствуем, что испытывают подавляемые и подавляющие в обществе. И самое главное – мы попробуем честно поговорить об этом. Мы приглашаем и мужчин, и женщин. Нам будет, о чем поведать друг другу. Основные задачи мастерской:
Количество участников:10-15 человек Общая продолжительность:4 часа Программа:Вводная частьЦель: введение в проблему Необходимое время: 15 минут Дополнительные материалы: флип-чарт или доска 1) Принимаются правила работы в группе (приложение 1) 2) Введение в проблему и тренинг. Оглашение основных целей тренинга. ЗнакомствоЦель: знакомство участников, декларация целей участников, выяснение актуальности темы для каждого участника мастерской Необходимое время: 15 минут Подготовительное упражнениеЦель: объединение группы; выяснение основных проблем в отношениях с лесбиянками и однополыми парами; смещение точек зрения участников; более подробное ознакомление с признаками нетерпимости Необходимое время: 30-40 минут Дополнительные материалы: флип-чарт, доска, анкеты в количестве участников 1) Обсуждение понятий толерантности, интолерантности, предрассудков, гомофобии, бифобии. 2) Работа в группах. Участникам предлагается ознакомиться со списком симптомов нетерпимости (приложение 3), отметить те, которые можно отнести к женщинам, любящим женщин, и обсудить, как эти симптомы в отношении женщин проявляются. 3) Обсуждение результатов всей группой. Принятие правил общения в кругу (Приложение 1). Основное содержание занятияЦель : преодоление эгоцентрической позиции в отношении лесбиянок; выяснение основных стереотипов; экстериоризация установок в отношении лесбиянок и отчуждение их. Необходимое время : 120 минут Дополнительные материалы: бумага, цветные карандаши, фломастеры
Упражнение 1. Разнообразие влечения Участникам вне зависимости от пола предлагается 10-15 минут на то, чтобы нарисовать на двух листах бумаги свое влечение к мужчине и женщине. Запрещается использование откровенных культурных сигнификаторов пола (таких как женское и мужское тело, щит и копье Марса и зеркало Венеры) и подписывание картинок. Другие участники игры не должны знать о том, какое влечение изображено на демонстрируемых картинках. Далее, авторам предлагается выбрать наиболее симпатичную для себя картинку, взять её в руки и подвигаться в ограниченном, но довольно свободном пространстве. Основная задача: почувствовать свои ощущения в отношении влечения, не вступая в активные взаимодействия с окружающими и не используя слова. После 10 минут ведущие сужают пространство. То же упражнение повторяется с оставшимся изображением. Шеринг . Участникам предлагается обсудить свои чувства и ощущения во время упражнения.
Упражнение 2. Признание Участникам предлагается разделиться на тройки. В каждой тройке разыгрываются следующие ситуации: признание младшей родственницы в том, что она любит женщину (например, дочь матери/отцу, племянница тете/дяде); признание старшей родственницы младшей/ему (например, мать дочери/сыну); признание подруги своей подруге. Каждый участник должен побывать в ситуации, когда близкая женщина признается ему в любви к женщинам. Шеринг :
Упражнение 3. Паутина предрассудков Участники тянут жребий, с помощью которого разделяются на 2 группы: в одну входят «лесбиянки» (Группа 1), в другую – «гетеросексуалы» обоих полов и «геи» (Группа 2). Ведущий рассказывает о негативной роли предрассудков в отношениях между людьми. Группе 2 предлагается собраться вместе и вспомнить все анекдоты и предрассудки, какие им приходят в голову о лесбиянках. Можно начать с типичного описания лесбиянки. Того, как она проводит время. Где работает. Что у неё никогда не получится. Таким образом, они составляют «список предрассудков», который будет использован в дальнейшем. В это время группа 1 пытается выбрать себе место для общения и обсуждает, как они могут проводить свободное время, какие трудности могут испытывать при приеме на работу. Когда список группы 2 окончен, ведущие предлагают группе 1 встать в наиболее плотный круг, чтобы если что – они могли поддержать друг друга. Участники группы 2 начинают по очереди высказывать негативные представления о «лесбиянках», выдвигать общественные обвинения, осуждать, опираясь на отрицательные стереотипы и предрассудки. После каждого негативного высказывания участник обматывает группу 1 веревкой, как бы опутывая «паутиной предрассудков», до тех пор, пока те не смогут покинуть плотный круг. Ведущий спрашивает группу 1 о том, что они сейчас чувствуют. Люди из Группы 1 рассказывают о своем состоянии и своих чувствах. Затем ведущий задает участникам вопросы: «Какие у вас возникли чувства? Как вам кажется вы бы себя чувствовали, если бы оказались на «той стороне? Не возникает ли желания ослабить путы или освободить группу 1?». Для этого ведущий предлагает найти контраргументы к высказанным обвинениям и предрассудкам или вспомнить что-то хорошее о лесбиянках. Участники по очереди высказываются и постепенно распутывают «паутину». Упражнение заканчивается, когда группа 1 полностью освобождена от «паутины предрассудков». Рефлексия занятияНеобходимое время : 30 минут Шеринг . Обсуждение:
Приложение 1. ПравилаПравила работы в группе:
Правила шеринга:
Приложение 2. Толерантность и интолерантность
Приложение 3. Симптомы нетерпимости
Список литературы: Розовая психотерапия. Руководство по работе с сексуальными меньшинствами . Санкт-Петербург 2001. Однополые мужские и женские пары. В чем разница? http://www.lesbiru.com/science/family.html . 2003. Гомофобия, дети и школа . http :// lesbiru . com / family / childhomofob . html . 2003. Институт однополого брака . http://lesbiru.com/family/marriage.html . 2005. Burch B. Between women: The mother-daughter romance and homoerotic transference in psychotherapy. Psychoanalytic Psychology 13(4), 475-494. 1997. Vdova & VolgaVolga . Лесбиянки и карьера: гармония или несовместимость? Lesbiru.com . 2001. Бергрен Н. Эмоциональное происхождение гомофобии . http://www.lesbiru.com/society/homofob.html . 2005. Дэйвис Д. Гомофобия и гетеросексизм . // Розовая психотерапия. Руководство по работе с сексуальными меньшинствами . (под ред. Дэйвис Д., Нил Ч.). Санкт-Петербург : 2001; Питер : 87-122. Дэйвис Д. Работа с лицами, "обнаружившими" свою гомосексуальность . // Розовая психотерапия. Руководство по работе с сексуальными меньшинствами . (под ред. .Дэйвис Д., Нил Ч.). Санкт-Петербург : 2001; Питер : 123-152. Каzанова Яшка. Стихи . http://stihi.ru/author.html?avacha . 2005. Ка z анова Яшка. Избранные стихи . http://chestnok.fromru.com/chestnok01/ch-chtivo/ch-chtivoKst.htm . 2005. Кон И.С. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре . Издательство АСТ, Олимп , Москва 2005. Кон И.С. Гомосексуальность, самоубийство и психическое здоровье . www.neuro.net.ru . 2005. Риэрдон Б.Э. Толерантность - дорога к миру . Москва 2001. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Тренинг "Учимся толерантности" . // На пути к толерантному сознанию . (Под ред. Асмолова А.Г.). Москва : 2000; СМЫСЛ : 177-239. Уолш Ф. Злоупотребления во взаимоотношениях партнеров . // Розовая психотерапия. Руководство по работе с сексуальными меньшинствами . (Под ред Дейвис Д., Нил Ч.). Санкт-Петербург : 2001; Питер : 311-327. Харгаден Е., Левелин С. Проблемы, связанные с рождением и воспитанием детей . // Розовая психотерапия. Руководство по работе с сексуальными меньшинствами . (Под ред Дейвис Д., Нил Ч.). Санкт-Петербург : 2001; Питер : 198-221. Юнг В. Работа с пожилыми лесбиянками . // Розовая психотерапия. Руководство по работе с сексуальными меньшинствами . (Под ред. Дэйвис Д., Нил Ч.). Санкт-Петербург : 2001; Питер : 250-266. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Тренинг "Учимся толерантности" . // На пути к толерантному сознанию . (Под ред. Асмолова А.Г.). Москва : 2000; СМЫСЛ : 177-239. Дэйвис Д. Гомофобия и гетеросексизм . // Розовая психотерапия. Руководство по работе с сексуальными меньшинствами . (под ред. Дэйвис Д., Нил Ч.). Санкт-Петербург : 2001; Питер : 87-122. Риэрдон Б.Э. Толерантность - дорога к миру . Москва 2001. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мастерская приготовлена для арт-форума "Контакт, партнерство, сексуальность", 2005 год |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Материалы данного сайта защищены законодательством об авторском праве. Если хотите использовать их, свяжитесь с автором |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|