Настоящая работа посвящена исследованию эмоций. По определению [4], эмоции — особый класс психических процес¬сов и состояний, связанных с потребностями и мотивами, отража¬ющих в форме непосредственных субъективных переживаний (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций. Сопровождая практически лю¬бые проявления жизненной активности человека, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение по¬требностей. Поэтому изучение эмоций имеет большое практическое и научное значение.
Существует большое количество работ, связанных в той или иной мере с проблематикой эмоций человека, в том числе результатов психофизиологических и нейропсихологических исследований (краткий обзор их будет представлен в работе). Для психофизиологии особенно интересным представляется выделение разного рода объективных индикаторов эмоциональных состояний. Как подчёркивалось многими авторами: как физиологами, так и общими психологами, – эмоциональные проявления носят сложный комплексный характер, поэтому их рассмотрение невозможно без применения методов комплексной оценки субъективных и объективных показателей. Традиционно для объективной регистрации эмоций применялись такие физиологические методы как регистрация и анализ плейтизмограммы, кожно-гальванической реакции (КГР), электрокардиограммы (ЭКГ), механограммы дыхания и других показателей работы периферической нервной системы. Согласно литературным данным, психофизиологические методы позволяют получить объективную характеристику эмоционального состояния. Но, к сожалению, эти показатели не дают возможности оценить такой показатель как знак эмоции, некоторые из них оказываются неэффективными и при определении интенсивности эмоциональной реакции. Поэтому предметом нашего исследования стали проявления эмоций в электроэнцефалограмме (ЭЭГ) человека.
Основной целью настоящей работы было изучение и поиск электроэнцефалографических показателей в ответ на стимуляцию визуальными изображениями различной эмоциональной окраски. Её необходимость была продиктована, с одной стороны, несомненной практической значимостью выделения объективных индикаторов знака и интенсивности эмоций, с другой – неопределённостью и противоречивостью полученных в этой области данных. На их основе мы сформулировали гипотезу, которая состоит в том, что эмоциональные различия в зрительной стимуляции должны отразиться в электрической активности головного мозга, в частности, в её спектральных характеристиках.
В нашем исследовании мы постарались объединить два основных подхода к изучению ЭЭГ-индикаторов эмоциональных реакций: первый основан на анализе изменений компонентов вызванных потенциалов (ВП) при предъявлении стимулов [7], [13]; второй – на анализе спектральных и когерентных характеристик ЭЭГ при выполнении испытуемыми различных заданий, связанных с эмоциональными переживаниями [11], [14], [19], [20]. Таким образом, мы избежали сложностей с уравниванием физических характеристик стимулов для регистрации ВП и контроля принятия задания испытуемым во втором случае.
Содеражние:
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
3. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 7
3.1. Классификации эмоций 7
3.2. Физиологические механизмы эмоций 11
3.3. Поиск объективных индикаторов эмоций 15
3.3.1. Проблемы объективных индикаторов эмоций 15
3.3.2. Физиологические показатели 17
3.4. Межполушарная асимметрия и эмоции 26
4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 30
4.1. Методика 30
4.1.1. Стимульный материал 31
4.1.2. Испытуемые 32
4.2. Психофизическая серия 33
4.2.1. Методика 33
4.2.2. Результаты психофизического исследования 35
4.3. Психофизиологическая серия 40
4.3.1. Методика 40
4.3.2. Результаты психофизиологического исследования 44
4.4. Обсуждение результатов 55
4.5. Выводы 60
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 67!--more-->
Полный текст
Дипломное исследование было продолжено в качестве диссертационного.
© 2006 – 2011, Татьяна Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором