Трогательный мультфильм. Кроме того – наилучшая иллюстрация того, что такое чувственная ткань сознания.
А.Н. Леонтьев в книге “Лекции по общей психологии” пишет:
“Картина мира, в которой человек может дать себе отчет, которая является ему, включает в качестве своего неизбежного момента чувственные впечатления, чувственные образы, я предпочитаю говорить — чувственную ткань. Эта ткань и образует чувственный состав конкретных образов реальности — актуально воспринимаемых или всплываемых в памяти, относимых к будущему или даже только воображаемых.
Сразу же отметим, что чувственная ткань — необходимый, но не решающий «момент» (или образующая) сознания. Это видно из того, что чувственная ткань может серьезно меняться, не затрагивая, однако, главного — картины мира. Так, сознание человека с нормальным восприятием цвета вряд ли имеет какие-либо существенные отличия от сознания человека с полным выпадением цветного зрения, то есть человека, видящего мир как черно-белую фотографию. Можно вообще лишить человека зрения, и тогда чувственная ткань сознания будет соткана из осязательных, слуховых и различных других видов ощущений. Однако, несмотря на резкое отличие восприятия слепого человека по своему чувственному составу от восприятия человека с нормальным зрением, сознание слепого равноправно, равноценно сознанию зрячего. Даже в немногочисленных случаях слепоглухоты сознание при определенных условиях может достигать высоких степеней развития, несмотря на крайне скудную чувственную ткань”.
И далее:
“Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Иначе говоря, именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания — как объективное «поле» и объект его деятельности”.
Так и для главной героини фильма реальность состоит в том, что позволяет узнать о мире ее найденная палочка и чуткий нос. Явления мира входят в сознание через взаимодействие с ними и обогащение образов различными чувствительностями. Так, столб возникает в момент столкновения с ним. По звуку от стекла девочка узнает о наличии витрины, по запаху – о том, что это булочная. Это уже не чувственная ткань, а значения, которые приписывает ей наш мозг. В реальности у людей с сохранными сферами чувств происходит ещё более быстрое перетекание между чувственными образами и значениями. Такое, что и заметить не успеваем, как все вписывается в целостную картину мира.
Чувственная ткань сильно зависит от того как и при помощи чего мы воспринимаем. Привыкнув опираться на своего поводыря, героиня, наверняка, умеет интерпретировать его лай и подергивания поводка. В некотором смысле, её пес Го-го, – средство, которое она использует для взаимодействия с миром, как мы используем, например, очки. Но стоит снять очки и на какое-то время мир меняется, потому что меняется чувственная ткань. Более стабильные структуры – значения и личностные смыслы – позволяют нам быстро адаптироваться. Но мир девочки в мультфильме меняется много сильнее. Она открывает новые способы ощущения и вместе с этим полный диковин новый мир. Стоит вернуть знакомое средство, связь чувственная ткань – значения восстанавливается. И вот она уже в привычном мире.
А собачка – молодец.
За ссылку на ролик спасибо kela_tieri.
© 2011, Татьяна Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором