“Актуальные проблемы теории и практики современной психологии” магистрам АСОУ 2014-2015 уч. год

389d1021f Курс “Актуальные проблемы…” в рамках подготовки магистров по психологии решает важную задачу: переосмысление на новом уровне полученных студентами ранее знаний по общей психологии и другим отраслям психологической науки. В процессе изучения курса студенты с разным научным бекграундом могут восполнить пробелы и догнать по знаниям бакалавров с базовым психологическим образованием.
Чтобы было удобнее готовиться, разработана программа учебного курса для магистров. По ссылке наиболее актуальная ее версия в электронном виде. (.pdf).
Вы всегда можете задать вопрос по программе или теме курса в комментариях. Не упускайте эту возможность.

На занятиях и спользую иллюстрации и опорные конспекты. Здесь по мере продвижения по курсу будут появляться материалы к занятиям. Каждое занятие представлено архивом, со спрятанным в него файлом .pptx. Для создания архивов я использую архиватор 7-zip, который распространяется бесплатно. И он точно сможет открыть скачанные с psyvert.ru файлы. Пароль можно узнать у меня или сокурсников.
Опорный конспект работает только в сочетании с вашим и собственными системами систематизации знаний и чтением литературы.

Тема 1. Научные и практические задачи психологии (Занятие 1-2)
Психология как наука и как сфера практической деятельности человека.Определение психологии как науки (предмет, объект, задачи). Отличия научной психологии от «житейской» психологии.Проблема метода в психологии.Отрасли психологической науки и их классификации.Роль общей психологии в системе психологических наук.Место психологии среди других наук. Методы получения психологического знания
Литература:
1. Иванников В.А. Основы психологии.Курс лекций. – «Питер», 2010. – с. 9-23. (Лекция 1)
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: «Че-Ро», 2005, – с. 9-21.
3. Павлов А.В. Логика и методология науки: Современное гуманитарное познание и его перспективы: Учебное пособие / А.В. Павлов; Министерство образования и науки РФ – М.: Флинта: Наука, 2010. (доступно на znanium.comhttp://znanium.com/bookread.php?book=241695) Глава 3.
4. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – с. 7-15 (Лекция 1).
5. Соколова Е.Е. «Тринадцать диалогов о психологии». – М.: Смысл, 1997. – с. 9-32, 224-271 (Диалоги 1, 6)

Пример практического задания:
В газету журнала поступило письмо с обращением к психологу, ведущему регулярную авторскую колонку: «Консультации Н.Н.». В нем женщина рассказывает о сложной жизненной ситуации. Она длительное время влюблена в женатого мужчину, у которого вскоре должен появиться ребенок от законной жены. «А. не любит свою женю, и много раз говорил мне, что хочет жить со мной, – пишет она. – Недавно она увидела нас вместе и у неё начались преждевременные роды. Мне очень тяжело от всего этого. Уже месяц я не сплю и все время плачу по ночам, когда его нет рядом. Я чувствую себя виноватой, но и бросить его не могу. Он хочет уйти от жены ко мне и я не могу предать его доверие». Знания из каких отраслей психологии потребуются специалисту, чтобы ответить на это письмо? Какова должна быть профессиональная подготовка психолога, чтобы дать квалифицированный ответ?
Попробуйте составить свой ответ. Какие проблемы у вас возникли при выполнении задания? Каких знаний, умений и навыков вам было достаточно, а чего не хватило? Каким образом вы можете их развить или получить?

Тема 2. Проблема определения предмета психологии: психика, психические явления, психические процессы, психические функции (Занятие 3-4)
Предмет психологии. Рождения предмета психологического знания. Что такое психические явления, процессы, функции и методы их исследования? Проблема критерия психического и возникновения психики в эволюции. Биологическое и социальное в психике
Литература:
1. Иванников В.А. Основы психологии.Курс лекций. – «Питер», 2010. – с. 24-54. (Лекция 2-3)
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб : «Питер», 2000. – с. 4-64 (Часть 1).
3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – с. 16-47 (Лекции 2-6).
4. Соколова Е.Е. «Тринадцать диалогов о психологии». – М.: Смысл, 1997. – с. 33-223 (Диалоги 2-5).

Пример практического задания:
Возьмите любое явление в окружающем вас мире и выделите его психическую составляющую. Определите интересующую вас в ней проблему, возможные цели и задачи исследования. Определите отраслевую принадлежность вашего возможного исследования этого психического явления. Каким психологом вы становитесь, анализируя его?
Какие сложности у вас возникли при выполнении задания? Каких знаний, умений и навыков вам было достаточно, а чего не хватило? Каким образом вы можете их развить или получить?

Тема 3.Проблемы детерминации поведения (Занятие 5-6)
Проблема детерминации поведения: Почему человек действует так, а не иначе? Мотив и мотивация. Специфика мотивации человека. Потребность. Первичные потребности и иерархия потребностей. Как человек узнает о своих потребностях? Что управляет поведением человека: внутренняя или внешняя детерминация поведения?
Литература:
1. Иванников В.А. Основы психологии.Курс лекций. – «Питер», 2010. – с. 169-231. (Лекция 12-15)
2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – с. 409-478 (Лекции 43-49).
3. Леонтьев А.Н. Потребности. Мотивы. Эмоции // http://flogiston.ru/library/leontev
4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность – Т. 1 – М.:”Педагогика”, 1986 – С. 33-48 или http://flogiston.ru/library/hechauzen_2
5. Левин К. Динамическая теория действия // К. Левин. Динамическая психология. – М.: Смысл, 2001. Сс. 87-238
6. Маслоу А. «Мотивация и личность». – Питер, 2011. Сс. 46-60

Примеры практических заданий:
1) Вспомните самый необычный поступок, который вам приходилось наблюдать на личном опыте, в литературе или кино. Опишите мотивацию этого поступка на всех этапах. На каких этапах реконструкции процесса мотивации вам потребовалось понятие потребности, в каком виде потребность ощущалась и осознавалась субъектом? На каком этапе для объяснения поведения вам потребовалось понятие эмоции?
2) Вспомните из личного опыта, художественной литературы или кинематографа 3 примера ситуаций, когда деятельность останавливалась на разных этапах мотивации. Почему это происходило? Какие мотивы управляли деятельностью? Какие факторы не позволяли ей реализоваться? Какие сложности у вас возникли при выполнении задания? Каких знаний, умений и навыков вам было достаточно, а чего не хватило? Каким образом вы можете их развить или получить?

Тема 4. Проблемы психологии эмоций (Занятие 7-8)
Эмоциональная сфера человека. Проблема субъективности отражения. Зачем нам эмоции: какую роль они играют в регуляции деятельности? Научная алекситимия: проблема классификации эмоций. Проблема выражения и понимания эмоций человека: культурное наследие или биологическая заданность. Проблема аффекта и интеллекта. Проблемы в изучении мотивационнор-потребностной и эмоциональной сферы
Литература:
1. Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций. – «Питер», 2010. – с. 169-231. (Лекция 12-15)
2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – с. 409-478 (Лекции 43-49).
3. Леонтьев А.Н. Потребности. Мотивы. Эмоции // http://flogiston.ru/library/leontev
4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность – Т. 1 – М.:”Педагогика”, 1986 – С. 33-48 или http://flogiston.ru/library/hechauzen_2
5. Экман П. Психология эмоций. – «Питер», 2010. – с. 16-111 (Глава 1-4)
6. Ян Рейковский. Эмоции и познавательные процессы — избирательное влияние эмоций // http://flogiston.ru/library/reic3
7. Люсин Д.В. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова – М.: Институт психологии РАН – сс. 29-35. или http://creativity.ipras.ru/texts/books/social_IQ/lusin1_Social_IQ.pdf
8. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. Тексты. Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гип-пенрсйтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984
9. Линден Д. Мозг и удовольствия. – М.: ЭКСМО, 2012.
10. Хансон Р., Мендиус Р. Мозг и счастье. – М.: ЭКСМО, 2012.

Примеры практических заданий:
1) Выбрав одну из классификаций эмоциональных явлений: С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева или В.К. Вилюнаса, найдите примеры эмоциональных явлений в реальной жизни или произведениях искусства.
2) Найдите в реальной жизни или произведениях искусства примеры влияния эмоций на восприятие, память, внимание, мотивацию, деятельность. Обратите внимание на положительное и отрицательное влияниие approach и non-approach эмоций.
3) Выберите из личного опыта три эмоциональных состояния: злость, тревога, страх, горе, радость, счастье, эйфория, ревность, любовь, влюбленность, удивление. Найдите его психологическое определение. Каким образом это состояние проявляется в теле? Как вам кажется, к каким действия располагает такое состояние? Каким образом вы определяете, что это именно это эмоциональное состояние? Какие мысли приводят вас к такому состоянию? И какие мысли оно навевает? Как вы узнаете, что другой человек находится в подобном состоянии?

Тема 5. Проблемы познавательных процессов: восприятие, память и внимание (Занятие 9-10)
Познавательные процессы: основные проблемы психологии познания. Ощущение и восприятие. Круг проблем в исследовании ощущений. Предметность восприятия. Восприятие как деятельность. Проблема выделения внимания как феномена и как теоретического конструкта. Память как психическая деятельность. Естественное и социальное в памяти. Проблема классификации видов памяти.
Литература:
1. Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций. – «Питер», 2010. – с. 245-271, 290-231. (Лекция 17,19,20)
2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – с. 107-326 (Лекции 15-34).
3. Корепанова И.А. И вновь о параллелограмме развития памяти: данные московской выборки // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». – 2010. – № 4.
4. Грегори Р. Разумный глаз. — М., 2003 или Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. — М., 1970.
5. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. — М.: «Мир», 1990.
6. Хрестоматия по общей психологии, Выпуск III, Субъект познания. Ответственный редактор В.В.Петухов Редакторы-составители Ю.Б.Дормашев, С.А.Капустин. – Темы 17, 19, 20.
7. Роуз С. Устройство памяти. От молекул к сознанию. – М.: «Мир», – 1995.
8. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – МПСИ, Флинта, – 2001.

Примеры практических заданий:
1) Возьмите какую-то картину или фотографию или какое-либо другое изображение и попробуйте написать текст, ориентируясь только на ощущения. Затем попробуйте описать эту картину с точки зрения перцептивных образов. Проанализируйте, в чем специфика полученных описаний.
2) Вспомните какое-то событие из своего прошлого или эпизод воспоминания в художественной литературе или ином другом культурном источнике. К какой форме памяти относится это воспоминание? Постарайтесь реконструировать воспоминание в других формах памяти: автобиографической, семантической, автобиографической, процедурной, ассоциативной и др.

Тема 6. Проблемы мышления, интеллекта и творчества. Проблема определения мышления (Занятие 11-12)
Творческое мышление: продукция или репродукция. Проблема определения интеллекта. Понятие задатков и способностей. Проблема развития способностей. Представление о высших психических функциях.
Литература
1. Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций. – «Питер», 2010. – с. 271-290 (Лекция 18).
2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – с. 327-355, 399-408 (Лекции 35-37, 42).
3. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. Или http://scepsis.ru/library/id_1274.html
4. Егорова М.С. «Психология индивидуальных различий» – М.: ПЛАНЕТА ДЕТЕЙ, 1997; с. 76-91 (Глава 4).
5. Бодалев А.А., Столин В.В. «Общая психодиагностика» – СПб.: РЕЧЬ, 2000; с. 191-218 (Глава 5).
6. «Психология индивидуальных различий» под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – Москва: АСТ, Астрель, 2008; с. 31-150.
7. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961, с. 9—20. Интернет публикация http://www.psychology.ru/library/p001.stm
8. Тихомиров О. К. Психология мышления. – М.: Изд-во Московского университета, 1984.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. Любое издание

Примеры практических заданий.
1. Приведите пример реализации ВПФ в рамках основных психических процессов. Какими свойствами обладает описанная ВПФ? Раскройте их в рамках приведенного примера.
2. Приведите примеры ситуаций, в рамках которых достаточно безобразного мышления. Какие теории наиболее точно описывают такие процессы?
3. Придумайте программу развития творческого мышления. Какой путь развития вы выберете? Какие препятствия встретят на вашем пути?

Тема 7. Проблема сознания: сознательные и бессознательные процессы (Занятие)
Проблема определения сознания. Необходимость и критерии сознания. Свойства сознания. Виды неосознаваемых процессов. Психоанализ как практика осознавания неосознаваемого.
Литература
1. Иванников В.А. Основы психологии.Курс лекций. – «Питер», 2010. – с. 119-148 (Лекция 9-10).
2. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания – М.: «Смысл», 2002. – с. 394-419.
3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – с. 97-107 (Лекция 14).
Дополнительная литература:
4. Старовойтов В.В. Современный психоанализ: интеграция субъект-объектного и субъект-субъектного подходов. – М., 2004. – 118 с. (доступно на znanium.com http://znanium.com/bookread.php?book=346451)
5. Фрейд P. «Введение в психоанализ» (любое издание)
6. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания – М.: «Смысл», 2002. – с. 16-223 (Раздел I-II).
Примеры практических заданий:
1. Приведите примеры проявления каждого из видов неосознаваемых процессов
• Неосознаваемые автоматизмы
• Явления неосознаваемой установки
• Неосознаваемые сопровождения сознательных действий
• Резерв органов чувств
2. Опишите любое, осознаваемое вами в данный момент явление, в терминах структуры сознания А.Н. Леонтьева. Какую функцию в отношении образа сознания играет каждая из его составляющих?
Тема 8. Психофизическая и психофизиологическая проблема
Соотношение психики и материи в психологии и философии. Варианты решения психофизиологической проблемы: интеракционизм, параллелизм, системность. Основные положения теории функциональных систем, в приложении к проблемам психологии. Теория системной динамической локализации психических функций. Методология психофизиологических исследований
Литература
1. Никандров В. В. Методологические основы психологии. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2008. Глава 3.
Дополнительная литература:
2. Психофизиология. Учебник для вузов / под ред. Ю.И. Александрова. Любое издание. Глава 14.
3. Хомская Е.Д. Нейропсихология. Любое издание. Раздел 1. Глава 2.
4. Рамачандран В.С. Рождение разума. – «Олимп-бизнес», 2003
Примеры практических заданий
1. Попробуйте в паре предложений описать то, каким образом взаимодействуют ваше тело и душа. Может быть, между ними установится какой-то диалог? Может быть, это монолог одной части? Может быть, они едины и поют в унисон? К какому из способов решения психофизической проблемы ближе этот подход? Объясните свой ответ.

Тема 8. Психофизическая и психофизиологическая проблема (Занятие)
Соотношение психики и материи в психологии и философии. Варианты решения психофизиологической проблемы: интеракционизм, параллелизм, системность. Основные положения теории функциональных систем, в приложении к проблемам психологии. Теория системной динамической локализации психических функций. Методология психофизиологических исследований
Литература
1. Никандров В. В. Методологические основы психологии. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2008. Глава 3.
Дополнительная литература:
2. Психофизиология. Учебник для вузов / под ред. Ю.И. Александрова. Любое издание. Глава 14.
3. Хомская Е.Д. Нейропсихология. Любое издание. Раздел 1. Глава 2.
4. Рамачандран В.С. Рождение разума. – «Олимп-бизнес», 2003
Примеры практических заданий
1. Попробуйте в паре предложений описать то, каким образом взаимодействуют ваше тело и душа. Может быть, между ними установится какой-то диалог? Может быть, это монолог одной части? Может быть, они едины и поют в унисон? К какому из способов решения психофизической проблемы ближе этот подход? Объясните свой ответ.

© 2014 – 2015, Tatiana Lapshina. All rights reserved.

  • Ув. будущие магистры. Книга, которую я упоминала называется “40 исследований, которые потрясли психологию“. Автор – Роджер Р. Хок.
    Есть на озоне

  • Коллеги, есть возможность получить дополнительные баллы.
    24 марта у нас в академии будет проходить семинар “Цитировать или не цитировать?”. И нам нужны примеры удачных и неудачных цитат в научных работах. Удачных и не удачных с эстетической точки зрения (делают текст красивым или не красивым), логической точки зрения
    (подчеркивающие или скрывающие логику автора), а также цитат-фейков, то есть подложных, непроверенных цитат.
    Вы сейчас и так читаете статьи, готовясь к семинарам. Можете чуть-чуть усложнить себе задачу и получить преимущество. Каждый, кто оставит в комментариях пару из удачной и неудачной цитаты в научной литературе и сможет объяснить, чем они хороши или плохи
    здесь же, – получит балл за дополнительную активность
    (сколько пар – столько баллов, но не более четырех). Не забывайте, что, как свита короля, цитату делает контекст. Поэтому не стесняйтесь приводить большие куски текста, но при этом обязательно указывайте источник. По книжкам! И удачи!