“Бункер 11” – захватывающий фильм, на любителя не захватываться фильмами. Это фантастика. В описании заявлен мир стимпанка. Хотя по происходящему в кадре дизельпанк кажется ближе чисто эстетически. Действие происходит на далекой арктической станции, где команда солдат несет свою вахту во время затяжной войны с опасным противником. Они практические оторваны от остального мира и лишь по радиограммам могут судить о том, что происходит на родине. И в этих условиях они становятся участниками боевых действий на новом фронте – психологических баталий.
При этом повествование размеренное, кое-где даже затянутое. В приглушенных красках. С чуть притупленными эмоциями у всех участников событий, по крайней мере поначалу. Созданный мир, будто бы и манит мелкими деталями, но не удерживает внимание зрителя, оставляя ему простор выбора, насколько всматриваться в происходящее и насколько вовлекаться. И чем ближе к финалу, тем более стремительно развиваются события, которых, в прочем, на весь фильм можно сосчитать по пальцам рук.
Центр сюжета – довольно классический ход в пацифистской фантастике. Зритель наблюдает, как складывается образ врага в голове воюющего. Долгое время на протяжении фильма в головах героев, в их идеях, фантазиях, снах происходит больше, чем в реальности на событийном плане. Чем больше зритель сопереживает, тем больше погружается в мир, в котором линия фронта делит людей на своих и чужих. Особенность чужого тут состоит в том, что про него практически ничего не известно наверняка. И образ этот довольно общий. Без конкретных деталей. И тогда создается простор для разворачивания проекции. Это такой процесс в психике, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как происходящее извне. Например, если я разозлена, но не замечаю этого, окружающие начнут казаться мне какими-то злобными, вот прямо угрожающими. Если умело манипулировать активно проецирующим человеком, его можно сподвигнуть на оборонительные действия из этой картины мира, довольно агрессивные. И зритель догадывается, что командование активно играет в эту игру, подбрасывая все более ужасные детали к размытому образу врага.
При хорошем развитии событий, когда человек чувствителен к себе и к реальности, из защитного механизма проекция может стать основой эмпатии. При неудачном развитии событий, которое показано в фильме, – проекции могут превратиться в бред. А при должном состоянии мозга – в галлюцинацию. Что и происходит с героями “Бункера 11”. У фильма говорящий слоган: “Человек не может называться человеком, пока не выглянет из ящика, у которого внутри реальность, а снаружи – безумие”.
Мне кажется, в современных условиях информационных войн очень важное отрезвляющее кино. Но на любителя.
© 2015, Татьяна Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором