Семинар “Цитировать или не цитировать” состоялся. В обсуждении подтвердилось мое опасение. За годы чтения студенческих эссе и курсовых работ, у меня сложилось впечатление, что студенты компонуют чужие тексты, не задумываясь о том, зачем они это делают. По результатам обсуждения выяснилось, что, действительно, редко задумываются. И, правда, компонуют. Если вы студент и вот прямо сейчас этим занимаетесь, остановитесь. Не делайте так. На секунду прекратите навязчивое ctrl-c и ctrl-v и ответьте на пару вопросов.
1. Зачем вы пишете эту работу?
Как правило, заданные на дом письменные работы решают две задачи. Во-первых, развить навыки письменной работы, необходимые в вашей профессии. Во-вторых, проверить результат освоенных знаний, умений и навыков, развитых компетенций.
Из первого следует вопрос: какой навык вы хотите развить? Если это компанование чужих мыслей, вы делаете все правильно. Если освоить профессию, которая предполагает письменный труд, например, подготовка отчетов, построение психологических портретов, описание проведенных исследований, составление обзоров, ревью и рецензий, то лучше понять, к какому из классов текстов ваша работа относится и учиться писать именно ее. Часто преподаватели дают подсказку в названии формы работы: отчет по практикуму может быть похож на отчет о работе или описание исследования, реферат – на обзор работ и пр. Спросите у преподавателя, какой формат текста он ожидает.
Из второго следует вопрос: что проверяет ваш преподаватель? Вряд ли навык компанования чужих мыслей. Хороший вариант спросить у преподавателя, как будет оцениваться работа? За что будет ставиться оценка? И действовать, исходя из ответа. Например, я использую письменные работы для проверки умения студента последовательно мыслить в рамках той или иной научной парадигмы, аргументировать свои мысли и корректно использовать научные понятия. Если ваш преподаватель разделяет мои взгляды, придется задать себе следующий вопрос.
2. Что вы хотите в ней сказать? И кому?
Как правило любая письменная работа в вузе отвечает на какой-то вопрос. Либо это вопрос, заданный вам преподавателем, как на контрольной работе. Либо это вопрос, который вы задаете миру, приступая к теоретическому или эмпирическому исследованию или написанию эссе. Последнее сложнее, потому что вопрос нужно сформулировать самостоятельно, а еще раньше – найти. Формулировка темы реферата “темперамент” или “подходы к определению темперамента” – не вопросы вообще. Это лишь приглашение найти вопрос. На какие вопросы вы будете искать ответ: что такое темперамент? как его определяли мыслители прошлого? как его можно было бы определить в современной научной картине мира? Еще лучше, когда эти вопросы имеют к вам, вашей жизни или жизни читателя прямое отношение. Например, “Как знания о темпераменте могут быть использованы в организации повседневной жизни и учебной деятельности?”
Когда вы поняли, на какой вопрос вы собираетесь отвечать, важно понять: что отвечать. Книг о темпераменте много, какие подходят вам? Вот тут-то и требуется вся прочитанная вами литература. Правда, не для цитирования, а для размышления. Что из прочитанного, помогает ответить на ваш вопрос? где уже есть готовый ответ? единственный ли это вариант ответа? есть ли другие? в чем их достоинства и недостатки, сила и слабость?
Когда выбрали, составьте план того, о каких подходах и исследованиях вы хотите рассказать. Продумайте логику перехода от одной концепции к другой. В учебниках часто используется исторический подход, но это не всегда хорошо в небольшой студенческой работе. Хорошо, если удается найти набор типовых ответов. Например, думая, как знания о темпераменте могут быть использованы в организации повседневной жизни и учебной деятельности, можно найти две большие группы типовых ответов: индивидуальный подход в образовании и рабочей деятельности (подбор деятельности и формы деятельности, в кот. вы со своим темпераментом будете наиболее эффективны) и формирование стиля деятельности (формирование надостройки над темпераментом, чтобы достигнуть наибольшей эффективности). План, сформулированный четко и иерархично – это кости вашей работы. Теперь их нужно дополнить мышцами ваших мыслей и соображений.
Когда у вас есть план, раскройте его пункты более подробно, по 1-2 абзаца на пункт в следующей логике. В этом пункте я хочу рассказть о таких-то теориях и исследованиях, чтобы продемонстрирвоать свои знания того-то и того-то, а также, чтобы сформировать представление о том, как делать то-то и то-то. Оставьте в тексте этот кусочек. Читателю всегда приятно знать, зачему ему предлагают что-то читать. С чего начать: с того, как каждая теория отвечает на поставленный вами вопрос. Затем попытайтесь объяснить, почему именно так, а дла этого опишите своими словами основные положения теорий, о которых решили рассказывать, какие из них подтверждены данными, какие сомнительны или опровергнуты. Можно рассказать, какие на основе теории разработали методы, какие из них применяются до сих пор, какие нет, почему?
По итогам работы вы получаете опорно-двигательный аппарат вашей работы. В финале нужно только заменить “я” на “мы”, если это принято в вашей отрасли науки.
А вот теперь можно и…
И тут появляется читатель. Именно для него вы покрываете мышцы вашего текста покровами. Ваш читатель – преподаватель или его помощник? Если он хороший специалист в своей области, его сложно впечатлить цитатами и их количеством. Что может впечатлить преподавателя: умелое их использование в аргументации своих идей. Посмотрите на получившийся каркас: какие места выглядят недостаточно убедительными без цитат? Эти места прикройте цитатами, которые в данном случае могут быть пространными. Какие места выглядят недостаточно красиво без иллюстрации текстом автора? Там нужны очень меткие цитаты. Впрочем, это может быть одно и то же место. Как у Выготского в “Историческом смысле психологического кризиса”, когда он говорит об “обратном” методе познания.
“Так, Маркс указывал на этот методологический принцип «обратного» метода, когда утверждал, что «анатомия человека — ключ к анатомии обезьяны» (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т. 46, ч. I, с. 42). «Намеки же на более высокое у низших видов животных могут быть поняты только в том случае, если само это более высокое уже известно. Буржуазная экономика дает нам, таким образом, ключ к античной и т.д. Однако вовсе не в том смысле, как это понимают экономисты, которые смазывают все исторические различия и во всех формах общества видят формы буржуазные. Можно понять оброк, десятину и т. д., если известна земельная рента, однако нельзя их отождествлять с последней» (там же).
Понять оброк, исходя из ренты, феодальную форму из буржуазной — это и есть тот же самый методологический прием, посредством которого мы постигаем и определяем мышление и начатки речи у животных, исходя из развитого мышления и речи человека. Понять до конца какой-нибудь этап в процессе развития и самый процесс можно, только зная конец процесса, результат, направление, куда и во что развивалась данная форма. При этом речь идет, конечно, только о методологическом перенесении основных категорий и понятий от высшего к низшему, а отнюдь не о перенесении фактических наблюдений и обобщений”.
Когда кости и мышцы вашего текста обросли кожей, – это уже целостный организм. Прочитайте его целиком и подумайте, не требуют ли пояснений вставленные цитаты (как в примере из Выготского).
Если вы готовите работу на общенаучный конкурс или для коллег смежных специальностей, ваши читатели могут быть не так хорошо осведомлены в данной области и для них можно будет привести больше цитат, чтобы ввести их в курс дела, не искажая сути первоисточников.
Автор картинки – uauabot . Источник
© 2015, Татьяна Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором