“Осязать можно лишь настоящее”


Эта запись могла бы называться “Иосиф Бродский о телесном интенсиве”, но не будет. Потому что это злостного пиара пост, полный личной выгоды и интереса. Поэтому какие шутки?!
Я участвую в интересном проекте, поддерживающем развитие навыков работы с телом в гештальт-терапии и, в целом, развитие телесной осознанности, полезной в повседневной жизни и множестве других дел. Зову клиентов, терапевтов и супервизоров на интенсив “Телесная реальность”.

У меня спрашивают, чем телесно фокусированная гештальт-терапия отличается от гештальт-терапии в целом. Я даю разные ответы. Например про то, что фигурами работы телесно фокусированного гештальтиста становятся ощущения, внутренние состояния, движения, боль и другие телесные симптомы. Но во-первых, они же становятся фокусом работы на разных этапах любой гештальт-терапии. Во-вторых, телесно фокусированный гештальт-терапевт вполне себе может работать со смыслами, идеями и убеждениями человека, используя телесные проявления как дополнительный ориентир.
Или я рассказываю о тонком балансе процессуальности и директивности в работе телесника: как поддерживать процесс клиента, но при этом не заходить в неполезные никому из участников процесса состояния. Но умение нащупать этот баланс, ИМХО, один из базовых навыков гештальт-терапевта, да и вообще любого психотерапевта гуманистических направлений.
Клиентам я объясняю, что в работе мы будем обсуждать не только мысли, эмоции, действия или их планы, но также я буду просить обращать внимание на тело.
Думаю, так происходит, потому что умение фокусироваться на телесных проявлениях, когда нужно, а когда не нужно – расфокусироваться, – вообще полезная штука. Позволяет жить более наполненной и своей жизнью, лучше себя понимать. На нее нет и не может быть монополии ни у одной из веток психотерапии, ни у одной из школ медитации и пр. И наш интенсив – просто одно из мест, где можно потренироваться себя телесного замечать. Село Воскресенское, 17-25 августа 2019 года. Как туда попасть спросите Елену Ермакову + 7 919 062 00 26 elenaermakova0909@gmail.com

А теперь Бродский, у него лучше получилось про телесность, ощущения и про здесь и сейчас.

К Пиранези

Не то – лунный кратер, не то – колизей; не то –
где-то в горах. И человек в пальто
беседует с человеком, сжимающим в пальцах посох.
Неподалеку собачка ищет пожрать в отбросах.

Не важно, о чем они говорят. Видать,
о возвышенном; о таких предметах, как благодать
и стремление к истине. Об этом неодолимом
чувстве вполне естественно беседовать с пилигримом.

Скалы – или остатки былых колонн –
покрыты дикой растительностью. И наклон
головы пилигрима свидетельствует об известной
примиренности – с миром вообще и с местной

фауной в частности. “Да”, говорит его
поза, “мне все равно, если колется. Ничего
страшного в этом нет. Колкость – одно из многих
свойств, присущих поверхности. Взять хоть четвероногих:

их она не смущает; и нас не должна, зане
ног у нас вдвое меньше. Может быть, на Луне
все обстоит иначе. Но здесь, где обычно с прошлым
смешано настоящее, колкость дает подошвам

– и босиком особенно – почувствовать, так сказать,
разницу. В принципе, осязать
можно лишь настоящее – естественно, приспособив
к этому эпидерму. И отрицаю обувь”.

Все-таки, это – в горах. Или же – посреди
древних руин. И руки, скрещенные на груди
того, что в пальто, подчеркивают, насколько он неподвижен.
“Да”, гласит его поза, “в принципе, кровли хижин

смахивают силуэтом на очертанья гор.
Это, конечно, не к чести хижин и не в укор
горным вершинам, но подтверждает склонность
природы к простой геометрии. То есть, освоив конус,

она чуть-чуть увлеклась. И горы издалека
схожи с крестьянским жилищем, с хижиной батрака
вблизи. Не нужно быть сильно пьяным,
чтоб обнаружить сходство временного с постоянным

и настоящего с прошлым. Тем более – при ходьбе.
И если вы – пилигрим, вы знаете, что судьбе
угодней, чтоб человек себя полагал слугою
оставшегося за спиной, чем гравия под ногою

и марева впереди. Марево впереди
представляется будущим и говорит “иди
ко мне”. Но по мере вашего к мареву приближенья
оно обретает, редея, знакомое выраженье

прошлого: те же склоны, те же пучки травы.
Поэтому я обут”. “Но так и возникли вы, –
не соглашается с ним пилигрим. – Забавно,
что вы так выражаетесь. Ибо совсем недавно

вы были лишь точкой в мареве, потом разрослись в пятно”.
“Ах, мы всего лишь два прошлых. Два прошлых дают одно
настоящее. И это, замечу, в лучшем
случае. В худшем – мы не получим

даже и этого. В худшем случае, карандаш
или игла художника изобразят пейзаж
без нас. Очарованный дымкой, далью,
глаз художника вправе вообще пренебречь деталью

– то есть моим и вашим существованьем. Мы –
то, в чем пейзаж не нуждается как в пирогах кумы.
Ни в настоящем, ни в будущем. Тем более – в их гибриде.
Видите ли, пейзаж есть прошлое в чистом виде,

лишившееся обладателя. Когда оно – просто цвет
вещи на расстояньи; ее ответ
на привычку пространства распоряжаться телом
по-своему. И поэтому прошлое может быть черно-белым,

коричневым, темно-зеленым. Вот почему порой
художник оказывается заворожен горой
или, скажем, развалинами. И надо отдать Джованни
должное, ибо Джованни внимателен к мелкой рвани

вроде нас, созерцая то Альпы, то древний Рим”.
“Вы, значит, возникли из прошлого?” – волнуется пилигрим.
Но собеседник умолк, разглядывая устало
собачку, которая все-таки что-то себе достала

поужинать в груде мусора и вот-вот
взвизгнет от счастья, что и она живет.
“Да нет, – наконец он роняет. – Мы здесь просто так, гуляем”.
И тут пейзаж оглашается заливистым сучьим лаем.

Так было в 2018 году https://psyvert.ru/news/telesnaya-realnost-2018-postkontakt/
А так в 2017 – https://psyvert.ru/news/telesnaya-realnost-postkontakt/
Хотя с телесным опытом оно ведь как – пока не попробуешь, он не твой.

© 2019, Татьяна Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором