maculata tunica alba

Много написано про стыд. И про тот стыд, который присвоенное отвращение значимых других – там можно обнаружить всякие разные чувства иные и к себе, и к тем самым другим. И про тот, когда совершил что-то неуместное в какой-то группе или просто не получил поддержки – всегда есть другая группа с иными правилами и иным отношением. И про тот, когда вдруг замечен там, где себя совсем-совсем не знаешь, когда “ты злишься” как “спина белая” – непрошено и внезапно. Всегда можно сориентироваться и так или иначе принять внезапное открытие.
Но бывает еще и так, когда стыдно, от того, что изменил себе, тому что в себе ценишь, своим самым сермяжным и глубинным смыслам. По разным причинам. То ли под общественным давлением, то ли осознанность поплыла в какой-то момент. Или вот еще как бывает. Ценности и внутренняя правда меняются по мере роста. И из этой новой точки то, что было там, выглядит и дико, и неуместно – хотя другим все еще вполне ок, и вот тогда становится мучительно стыдно. Когда стал этичным вегетарианцем и вспоминаешь, как высмеивал вегетарианцев и упивался мясом. Когда приняла свою сексуальность и вспоминаешь, как со вкусом слатшеймила более вольных подруг. Вот это, похоже, можно только пережить.
Все эти истории – становятся пятнами на белом пальто, которое стираешь и носишь в химчистку, но со временем становится очевидно – оно не может быть белым сколько-то долго. Ни у кого. И со временем – то ли сереет, то ли желтеет. Не то, чтобы теперь его не нужно стирать. Просто в этот момент становится чуть проще. И с собой, и с другими.

© 2022, Татьяна Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором