Привет всем. Отпуск-отпуском, а деревья деревьями. В этот отпуск я осталась дома, в Москве, и в рамках восстановительных мероприятий занимаюсь заботой о своем домашнем саде. Сажаю новое, пересаживаю и перебираю старое. Но это касается не только растений. Думаю, многие сейчас находятся в такой же фазе: пересмотра своих идей, целей, проектов. Предлагаю продолжить практики про почки и молодые побеги в этом русле вместе. Важно: не стоит использовать эту практику, если вы находитесь в тяжелой фазе аффективного расстройства, например, вы в депрессии, не справляетесь с тревожностью или мучаетесь от частых и сильных перемен настроения.
Представьте себя садовником. Вообразите себе сад вокруг, который все еще скован зимой. Но близится пробуждение. Представьте его образы, краски, звуки и запахи. Кое-где уже есть проталины и в них пробивается трава. Выберите одно из деревьев. За прошлый год на нем появились новые ветви. А может быть, если вы чуть-чуть затянули, уже и новые почки. А каждый садовник знает: чтобы дерево росло и развивалось, особенно плодовое, до начала вегетации нужно укоротить боковые побеги, удалить волчки и побеги, рост которых направлен внутрь кроны или пересекается с другими побегами. В целом проредить крону. Присмотритесь к вашему дереву. Какие ветви вы хотите оставить, а какие будете убрать. Прислушивайтесь не только к доводам разума, но и к своему эстетическому чувству. И когда будете готовы, возьмите в руки пилу и секатор. Прислушивайтесь к своим чувствам, которые возникают, когда вы обрезаете ветви. Может быть хочется их поблагодарить? Или как-то с ними попрощаться? Или вы хотите оставить их в качестве черенка? Или чуть-чуть продлить их жизнь в вазе дома? Оставить на растопку? Когда работа будет закончена, дайте себе время полюбоваться обновленной кроной. Можете помечтать о том, как оставшиеся ветки зазеленеют в полную силу, зацветут и принесут своим плоды.
Заметив свои чувства из роли садовника, вернитесь к реальности. Обратитесь к своим целям и планам. Если у вас есть составленный список, возьмите его. Если нет – составьте его на бумаге или в электронном виде. Сейчас это может быть сложно, но вспомните, о чем вы думали в начале года, в январе. Что хотели сделать. Запишите рядом с каждой из целей, какие ваши ценности они воплощают.
Затем рассортируйте цели на те, от которых вы теперь готовы отказаться, какие – заморозить на какое-то время, а каким продолжите следовать. Может быть к последним можно добавить несколько новых. Отнеситесь с уважением к вашим целям, как садовник с ветвям своего дерева. Дайте себе возможность погрустить, попугаться или позлиться, а, может быть, и порадоваться распределяя ваши цели по категориями. Посмотрите на список целей, которые вы решили сохранить. Какие ваши ценности, реализуются в этих целях? Что можно было бы сказать о человеке, который решается им сейчас следовать?
Напоминаю, что практики, которые я предлагаю в этой рубрике, направлены на развитие воображения, знакомство с собой и чуть-чуть на развитие эмоциональной регуляции и поддержание ресурсных состояний. Эти практики не заменяют работу с вашим психологом, не являются медицинским воздействием и вообще могут рассматриваться как игра и развлечение. Инструкции не обязательны к исполнению и могут трансформироваться и варьироваться удобным вам образом. Вопросы, которые я задаю – приглашение к добровольному размышлению и, возможно, обсуждению. На них можно не отвечать. Можно отвечать про себя в голове и наблюдать, как меняется состояние. Можно писать ответы в красивом блокноте от руки. Можно печатать на компьютере или набирать на телефоне. Можно поместить ответы в комментарии. Можно впечатления. А можно тихонько в сторонке постоять. При этом я почти всегда рада вашей обратной связи. Она часто служит вдохновением для следующих постов.
В качестве модели сегодня мой многострадальный кумкват. У него были тяжелые времена, но он выжил и будет новая крона.
© 2022, Татьяна Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором