Данный документ представляет собой переработанные и дополненные материалы издания Иванников В.А., Романов В.Я., Лапшина Т.Н., Сонькин В.В., Шляпников В.Н. Учебно-методический комплекс по дисциплине “Общая психология” – Москва: АСОУ, 2010. Помимо тематических разделов курса, планов лекционных и семинарских занятий, УМК дополнен практическими заданиями, которые помогут студентам лучше освоить курс и связать полученные знания с реальной жизнью.
Потребности, мотивы, эмоции, воля.pdf
Вопросы к экзамену:
Общие вопросы
1. Соотношение понятий потребности, мотива, мотивации; различия в их интерпретации разными авторами.
2. Опредмечивание потребностей.
3. Виды и функции мотивов. Различия в интерпретациях разными авторами
4. Потребность как нужда, (объективное состояние дефицита необходимых условий), переживание нужды и как жизненная задача.
5. Уровни потребностей.
6. Возможные основания классификации потребностей.
7. Мотивационные образования. Актуальная и потенциальная мотивация.
8. Детерминация, регуляция и мотивация человеческой деятельности.
9. Потребности, ценности, смыслы.
10. Сложности в определении понятия «мотив». Мотив как побудитель и мотив как причина поведения (ради чего).
11. Мотивация как процесс построения побуждения к действию (В.А.Иванников).
12. Соотношение понятий мотива и мотивации у разных авторов (В.А. Иванников, А.Н. Леонтьев, Хекхаузен).
13. Представления о внешней детерминации поведения. Понятие рефлекса. Понятие тропизма. Схема S-R (стимул-реакция) в бихевиоризме.
14. Представление о внутренней детерминации поведения. Стремление к действию. Понятие инстинкта.
15. Мотивы и сознание.
16. Эволюционное и онтогенетическое решение построения побуждения (инстинкт, рефлекс, мотивационное, привычка).
17. Инстинкт как эволюционно исходная форма мотивации. Механизмы опредмечивания биологической мотивации (импринтинг, обусловливание).
18. Специфика мотивационной сферы человека. Мотивационное опосредование.
19. Представления о развитии мотивации человека в онтогенезе в разных теоретических концепциях (психоанализ, экзистенциальная и гуманистическая психология, теория деятельности и культурно-историческая теория).
20. Представления о ситуационном развитии мотивации человека онтогенезе в разных теоретических концепциях (К. Левин, В.К. Леонтьев, когнитивные теории мотивации).
21. Понятие базовых потребностей. Представление о базовых потребностях в теориях А.Маслоу, Э.Фромма и др.
22. Представления о внутренней и внешней мотивации поведения.
23. Методы исследования мотивации.
24. Подходы к изучению воли в истории психологии. Основные проблемы психологии воли. Произвольная и волевая регуляция.
25. Необходимость возникновения эмоций в эволюции.
26. Функции эмоций.
27. Развитие эмоций. Проблема классификации эмоциональных процессов.
28. Основные компоненты эмоций и их экспериментальное изучение.
29. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии.
30. Аффекты, эмоции, чувства, настроения, их психологическая характеристика.
31. Физиологический и биохимические механизмы эмоциональных явлений.
32. Индивидуальные особенности потребностно-мотивационной сферы и эмоциональных явления (в работах Юнга, Леонгарда и др.)
33. Роль научных знаний о потребностях, мотивах, эмоциях и воле в повседневной жизни и психологической практике.
Теоретические представления и экспериментальные исследования потребностей, мотивов и эмоций
34. Проблема мотивации в теории деятельности А.Н.Леонтьева.
35. Представления о потребности как о жизненной задаче (В.А. Иванников)
36. Особенности развития мотивов у животных и человека (В.К. Вилюнас)
37. Понятие ведущей деятельности. Периодизация развития Д.Б.Эльконина.
38. Теория и исследования мотивации К.Левина.
39. Представления о детерминации поведения и развития мотивации в работах З. Фрейда.
40. Представления о детерминации поведения и развития мотивации в работах К.-Г. Юнга.
41. Представления о мотивации и её развитии в индивидуально психологии А.Адлера.
42. Теории отношений с миром как источника мотивации (гуманистический психоанализ Э.Фромма).
43. Смыслоцелевые теории мотивации (на примере логотерапии В.Франкла).
44. Когнитивные теории мотивации
45. Социальная мотивация: мотив власти, мотив аффилиации, мотив помощи.
46. Влияние мотивации на деятельность. Мотивация достижения. Понятие оптимума мотивации.
47. Принцип единства аффекта и интеллекта в учении Б.Спинозы.
48. Динамическая концепция чувств В.Вундта.
49. Теория Ч.Дарвина и исследование выражения эмоций.
50. Нейро-культурная теория П. Экмана.
51. Теория Джемса―Ланге и ее критика.
52. Когнитивные теории эмоций.
53. Физиологические теории эмоций: представления П.В.Симонова и П.К.Анохина.
54. Представления об эмоциях в работах С.Л.Рубинштейна.
55. Представление А.Н.Леонтьев об эмоциональной жизни человека.
56. Эмоции как ценность (Додонов)
57. О роли эмоций в психологии переживания (Василюк)
58. Представления о роли эмоций в построении деятельности В.К. Вилюнаса
59. Психологическая характеристика аффекта. Методы диагностики аффективных следов. Патологический аффект.
60. Эмоциональные состояния. Тревожность.
61. Общее представление о стрессе. Виды стрессов.
62. Фрустрация, типы реакции на фрустрацию.
63. Позитивные эмоциональные переживания: радость, счастье, привязанность, любовь.
64. Исследования экспрессивного компонента эмоций.
65. Исследования влияния эмоций на когнитивные процессы.
66. Исследования роли эмоций в построении деятельности.
В билете 2 вопроса: один общий, второй требует более детальных знаний теории и исследований.
Удачной сессии!
!Материалы, приведенные в данном разделе, защищены законом об авторском праве. Они предназначены для ознакомления студентов АСОУ и не могут воспроизводиться в какой бы то ни было форме для иных целей без разрешения указанных авторов и правообладателей!
© 2011, Татьяна Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором