Я часто натыкаюсь на материалы ученых о том, как около научная журналистика из толкового исследования умудряется сделать весьма далеко идущие выводы. Настолько далеко идущие, что окончательно разрывающие связь с реальностью. Но иногда мне начинает казаться, что мы, ученые, тоже немного виноваты.
Почему я так придирчива к названиям дипломов и тем более статей? Неделю назад натолкнулась на замечательный пример. Представьте, что подумает журналист, который пишет статьи о постройнении, прочитав заголовок научной статьи в серьезном журнале: “Manga comic influences snack selection in Black and Hispanic New York City youth”. То есть “Комиксы манга влияют на выбор перекусов у молодых афро- и латино-жителей города Нью-Йорка”. Хорошая затравка для псевдонаучного мифа: дайте вашему подростку мангу и он перейдет на здоровое питание.
“Да ладно! – думаю я. – Я, конечно, люблю мангу, но не настолько, чтобы поверить в то, что она заставит меня есть сельдерей вместо чипсов (тем более, что я чаще всего так и делаю *_*)”. Начинаю вчитываться в статью. Выясняется, что это не просто манга, а специальная манга, в которую включены множественные послания о здоровом питании. При этом молодым людям предлагали почитать мангу или простые новости (контрольная группа), а затем предлагали выбрать, чем бы они перекусили. По сути выяснилось, что если манга учит хорошо питаться, то сразу после прочтения молодые люди выберут здоровую пищу. Будут ли они выбирать эту пищу дальше – не ясно. А главное, не ясно, что бы они выбрали, если бы прочитали удачную рекламу сельдерея и грейпфрута без комиксов и манги? А главное, есть ли у манги конкурентное преимущество в этом плане перед западными комиксами? Но зато каков заголовок! Если вы не верите, что такие заголовки бывают в научной периодике, вот ссылка. На самом деле интересное исследование. Не только про пищевые привычки, но и про особенности ощущения себя меньшинством у подростков, самоэффективность и про много чего еще.
А вам попадались такие многообещающие названия исследований, которые имели слабое отношение к содержанию? Поделитесь перлами.
© 2015, Татьяна Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором