“Процесс исцеления личности в диалоговой психотерапии (в том числе в гештальт-терапии) можно проиллюстрировать метафорой проявления фотографии в фотолаборатории.
Три основных элемента диалога можно, соответственно, сравнить с тремя инструментами фотолаборанта: проявителем, закрепителем и кюветой для фотографий.
Проявитель – это включенность терапевта. Цитируя Бубера, “терапевт должен чувствовать другую сторону, сторону пациента в отношениях подобно телесному прикосновению, чтобы понимать, как ее ощущает пациент”. Когда терапевт безоценочно встречает клиента таким, какой он есть, и позволяет ему повлиять на себя, это создает опыт “увиденности”, которое служит приглашением для аутентичного раскрытия клиента. Так на снимке проступает изображение – сначала мутно, затем все более и более четко и ярко.
Закрепитель – это присутствие терапевта. Когда терапевт искренне присутствует как человек и аутентично, без прикрас, фальши и защит делится тем, как на него в данный момент влияет клиент, это помогает создать опыт глубокой двухсторонней встречи – опыт, который является целительным сам по себе и способен “перезаписаться” поверх травматического опыта. Так проявленное изображение закрепляется на фотобумаге.
Кювета – это приверженность диалогу. Терапевт прикладывает разумные усилия к тому, чтобы сессия проходила в режиме осознанности к непосредственному опыту (experience-near), отслеживает бессознательные отклонения от этого режима (experience-distant) и возвращает себя в русло диалога. Так фотобумага и реактивы остаются внутри кюветы, вместо того чтобы быть разбросанными и расплесканными по всей лаборатории.
Преимущество терапевтической фотолаборатории в том, что абсолютно все снимки, выходящие из нее, обладают удивительной, неизъяснимой, божественной красотой. Но степень проявленности этих снимков может быть разной, и это зависит от качества всех трех составляющих и баланса между ними”.
© 2018 – 2022, Татьяна Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором