Международный день спасибо

В международный день спасибо думаю про благодарность. Казалось бы к психологу приходят с “плохими” чувствами. А что плохого может быть в благодарности? Это социальная эмоция, которая возникает в завершении контакта между людьми причем не любого, а такого, в котором один сделал другому что-то приятное или полезное.
Говоря спасибо, мы выражаем другому благодарность. Как бы сообщаем: этот контакт завершен, я ценю то, что получил от тебя, наши отношения продолжаются. Нашему визави тоже становится приятно и в следующий раз может захотеться снова сделать то, что нам нравится. Это эмоциональная изнанка той части социальных поглаживаний, которая позволяет в продолжающихся отношениях подстраивать наши действий друг под друга, увеличивая количество комфортных состояний.
Когда мы делаем что-то друг для друга, а не просто для себя, благодарность позволяет поддерживать баланс обмена усилиями и ресурсами. Может показаться меркантильным “ты мне – я тебе”, но часто бывает так что искренних слов благодарности вполне достаточно. А бывает так, что благодарность подталкивает сделать что-то эквивалентное в ответ: тоже поделиться временем, умением, деньгами или сделать материальный подарок.
Проблемы возникают тогда, когда люди ожидают или даже требуют благодарности. Например, родители требуют благодарности от ребенка, который еще не дорос до её переживания. Или ожидают благодарности в ответ на подарок, который нам не подходит или даже чем-то неприятен. Или когда человек, заплативший за ужин, требует в благодарность интимную связь. Такие ситуации могут пугать, путать, вызывать неловкость или отвращение. И тогда люди начинают избегать переживания или выражения благодарность. Избегают сближаться, чтобы другой вдруг не потребовал чего в благодарность. Переживают вместо благодарности опережающую вину, ведь не чувствую благодарности. Становятся капризными, неудовлетворимыми. Или наоборот – стараются изо всех сил выражать благодарность там, где это уместно и не уместно, а главное – без связи с переживанием благодарности. И все это делает ситуации благодарности достаточно мучительными.
Так что в международный день спасибо хочется учиться благодарить тех, кому мы искренне благодарны. Не подменять благодарность извинениями, а извинения – благодарностью. Не пытаться добиться благодарности от тех, кто её нам дать не может. Возможно, есть другие люди, кто больше будут рады и благодарны нашим действиям.

© 2023, Татьяна Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором