Мне давно хотелось написать то, что я думаю об идеализации положительных эмоций, популярности “позитивного мышления” и пр. Но пока я планирую написать популярно, сделала наброски, которые легли в основу этой статьи. Главной целью работы является исследование роли положительных и отрицательных эмоций в саморегуляции человека. Статья состоит из трех частей. 1. Теоретический анализ проблемы деления эмоций на положительные и отрицательный. 2. Обзор зарубежных и отечественных эмпирических исследований роли эмоций обеих знаков в жизни человека. 3. Эмпирическое исследование знака эмоций, анализу которых уделяют внимание взрослые люди в процессе направленного развития регуляции эмоциональной сферы c применением СЭД (структурированного эмоционального дневника).
Введение
С конца двадцатого века в научной психологии наблюдается тенденция повышенного интереса к роли положительных эмоций в жизни человека. Возникла и развивается целая область психологического знания, посвященная исследованию эмоционального и в целом психического благополучия человека, а также факторов его определяющих. Во многом, эта тенденция – ответ на господствовавший долгие годы интерес к исследованию отрицательных эмоций и негативных аспектов человеческого существования [11]. Так, из семи базовых эмоций, выделенных П. Экманом [19]: гнев (злость), печаль (грусть), презрение, отвращение, страх, удивление, радость – лишь две можно отнести к положительным. Определенный перекос существовал и в преподавании психологии, когда в курсах по психологии эмоций особое внимание уделялось страху, печали, горю, гневу, эмоциональным реакциям на стресс, при этом выпускник психологического вуза мало что знал о радости, счастье, удовольствии, по крайней мере, если говорить о научном знании.
Сегодня можно говорить о том, что маятник качнулся в другую сторону, а счастье, благополучие и процветание – ключевые понятия в формулировке предмета позитивной психологии Илоны Бонивелл[1]– стали заманчивым предметом для исследований конца 20 начала 21 века. Все больше исследований посвящено положительным эмоциям и важной их роли в жизни человека [11]. Разрабатываются и реализуются практические психологические подходы, ориентированные на положительные эмоции в жизни человека. В популярной психологии часто реализуется идея «позитивного мышления» как «наивного, ничем не подкрепленного оптимизма и мышления, при котором мы защитным образом рационализируем для себя любые обстоятельства» [12]. Установки популярной психологии транслируются западной культурой, в результате чего люди подвержены общественному давлению в ситуации переживания отрицательных эмоций, что вредит их благополучию [16]. Но установки позитивной психологии, даже реализованные со всей аккуратностью, могут привести к чрезмерной фиксации на счастье, которое в тот же миг становится недостижимым.
Эта статья написана в попытке найти золотую середину в анализе эмоциональных явлений. Понять, какова реальная роль положительных и отрицательных эмоций в жизни человека? Есть ли основания считать, что положительные или отрицательные эмоции являются более важными или ценными в жизни человека? В каких ситуациях эмоции разного знака могут дать преимущества?
Главной целью данной работы является исследование роли положительных и отрицательных эмоций в саморегуляции человека. Для реализации поставленных целей в работе реализованы следующие задачи:
– теоретический анализ проблемы классификации эмоций на «положительные» и «отрицательные»;
– теоретический анализ оснований позитивнопсихологических практик, ориентированных на внимательность и анализ положительных эмоций;
– теоретический анализ роли внимательности и анализа отрицательных эмоций в различных сферах жизни человека;
– эмпирическое исследование роли положительных и отрицательных эмоций в развитии эмоциональной регуляции взрослого человека.
Положительные и отрицательные эмоции в жизни человека
Проблема определения знака эмоции
С точки зрения обыденной психологии, человеку привычно делить эмоции на положительные и отрицательные [6, 2]. Это связано с тем, что функция оценки является базовой для эмоций как «особого класса психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственных субъективных переживаний значимость действующих на индивида явлений и ситуаций» [9]. Однако в научной психологии существует несколько подходов к подразделению эмоций согласно их знаку.
В теории поля Курта Левина [5] знак эмоций связан с тенденцией стремления и избегания человеком тех или иных предметов, как реализацией сил притяжения и отталкивания. Схожий подход реализован в аффективной психофизиологии как наследнике бихевиорального подхода в современной психологии. Тут знак эмоции рассматривается как звено в реализации поведения стремления или избегания, поэтому положительные эмоции часто определяются как “approach”, а отрицательные как “nonapproach” или “aversive” [17, 24]. Тогда становится проблемным определение гнева, который относят к отрицательным эмоциям, в то время как он побуждает человека к контакту с объектом, вызвавшим гнев.
Более логичным кажется рассматривать знак эмоции в контексте потребностного состояния, которое эмоция отражает. Р.С.Лазарус выделяет первичную и вторичную функции оценки [23]. Первичная оценка состоит в определении того, способствует или препятствует ситуация сама по себе удовлетворению потребности. Если способствует – эмоция будет положительной, в противном случае – отрицательной. Вторичная оценка ситуации состоит в определении того, могут ли какие-либо действия человека изменить ситуацию в сторону удовлетворения потребностей. В таком случае будет переживаться положительная эмоция.
П.В. Симонов предлагает рассматривать эмоции как «отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) её удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта» [9]. Таким образом, он предлагает формулу эмоций:
Э = П × (Н-С),
где Э — эмоция (её сила, качество и знак); П — сила и качество актуальной потребности; (Н-С) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности, на основе врождённого (генетического) и приобретённого опыта; Н — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности; С — информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени. Животное или человек переживает положительные эмоции в ситуации, когда высоко оценивает вероятность удовлетворения потребности. При этом «живая система тем более эмоциональна, чем менее информирована» [10].
Потребностно-информационная теория эмоций позволяет в определении знака эмоции сохранить житейское понимание положительных и отрицательных эмоций, но также дополнить его функцией оценки.
Можно сделать вывод, что подходы Р.С. Лазаруса и П.В. Симонова позволяют наиболее четко разделить эмоции на положительные и отрицательные. При этом важно помнить об условности деления эмоций на положительные и отрицательные. Очевидно, что знак эмоции не является характеристикой отражаемого объекта, а представляет отношение субъекта к нему. Функция оценки делает эмоции одной из самых субъективных форм психического отражения. Также в зависимости от интенсивности и адекватности ситуации эмоции положительного и отрицательного знака могут оказывать как вспомогательное (положительное), так и дезорганизующее (отрицательное) влияние на жизнедеятельность субъекта. Р.С. Лазарус отмечает искусственность разделения негативного и позитивного в эмоциональной сфере. Он пишет: «Говоря скорее метафизически, чем мистически, Богу нужен дьявол и наоборот… Чтобы в полной мере ценить хорошее, мы нуждаемся в плохом, которое тоже является частью жизни. Всякий раз, когда вы слишком сужаете фокус вашего внимания на одной или другой стороне, вы рискуете утратить общую перспективу» (цит. по [11]).
Если деление на положительные и отрицательные эмоции условно, что на самом деле имеет значение?
Положительные эмоции и положительные установки
В позитивной психологии наряду с положительными эмоциональными состояниями также рассматриваются так называемые позитивные установки. В практиках позитивной психологии особое внимание уделяется формированию позитивного отношения к жизни, как особой «внимательности» или «способности замечать, проживать, ценить и пользоваться тем, что есть хорошего в нашей жизни» [12].
В работах Н.Е. Яблонски предлагается особый личностный конструкт – позитивная эмоциональная направленность (ПЭН) как интегральное личностно-психологическое качество, регулирующее поведение человека и обеспечивающее психическую устойчивость в стрессогенных ситуациях [15]. Важно отметить, что сформированная ПЭН отражается не только в отношении частоты и важности положительных эмоциональных переживаниях, сколько в тех потребностях и ценностях, которые проживаются через эти эмоциональные состояния. Яблонски выделила 3 вида эмоциональных переживаний, имеющих высокую ценность для личности с позитивной эмоциональной направленностью: гуманистический, познавательно-эстетический и самоутверждающий. Также в ее диссертационной работе установлено, что для личности, обладающей позитивной эмоциональной направленностью, типичны субъектно-ориентированые конструктивные копинг-ресурсы, выполняющие преимущественно функцию управления эмоциональными реакциями на проблему в сочетании с когнитивными усилиями, направленными на решение проблемы [15].
Овдей С.В. утверждает, что позитивное отношение к миру является базовой составляющей для реализации личного и профессионального успеха личности. Переживание положительных эмоций так важно, поскольку в результате субъект становится «более восприимчивыми и гибкими», чем в негативном эмоциональном состоянии. Поэтому человек в положительном эмоциональном состоянии более эффективно подстраивается под требования окружающей среды и, кроме того, становился способным расценивать вызовы и трудности как новые возможности, а не как угрозы и проблемы» [8]. С.В. Овдей приходит к выводу, что «позитивные эмоции не только делают нас способными креативно подходить к решению проблем. Они побуждают нас держаться открытого стиля общения, задавать вопросы и с пониманием относиться к собеседникам, делая успешными наши переговоры. В то же время мы начинаем чувствовать больший контроль над собственными действиями, мы работаем с больше отдачей и меньше зависимы от других в процессе работы [8]».
Также существуют данные, показывающие, что даже предвкушение или предвидение положительного исхода ситуации и связанных с ним положительных эмоций, могут сделать более вероятным положительное развитие событий. Например, в исследовании Санджея Шриваставы с соавторами показано, что положительные ожидания в отношениях влияет на удовлетворенность отношения, а также на статус отношений в первый год из развития [27].
Отрицательные эмоции
Изучив источники, описанные выше, можно решить, что для наибольшей эффективности человеку следует отринуть отрицательные эмоции и сконцентрироваться на положительных. Однако это ошибочное впечатление.
Внимательность к негативным эмоциям необходима для их дифференциации. Существует ряд данных, показывающих, что люди, плохо различающие отрицательные эмоции, чаще встречаются среди больных клинической депрессией [18], курильщиков [26] и просто не слишком счастливых взрослых людей [20]. Однако на основе этих исследований невозможно говорить о том, является ли плохое различение эмоций негативного спектра причиной их состояния или следствием. При этом формы психотерапии, направленной на развитие способности к дифференциации негативных эмоций, показывают эффективность при избавлении от курения и при некоторых формах депрессии.
Сложность с дифференциацией отрицательных эмоций может быть следствием культурных практик западного общества. Дж. Джурейдини утверждает, что взрослые не способны справляться с подростками и юношами в тяжелых переживаниях, не готовы иметь дела с их злостью, стыдом, страхом, печалью и разочарованием. В результате молодые люди в сложных чувствах остаются без взрослого, способного научить их обращаться со своим состоянием [22]. Если взрослый реагирует на сложные переживания молодого человека устранением или подавлением, подросток учится подавлять проявления своих эмоций, что в еще большей степени лишает его социальной поддержки и возможности выработать эффективную копинг стратегию в отношении переживаемых событий [28].
Видимо, поэтому Холмогорова А.Б. и Гаранян Н. Г. основным условием здоровой эмоциональной жизни считают «изменение ценностного отношения к эмоциям и снятие запрета на чувства, понимание их важной, действенной и позитивной роли в жизни человека, развенчание стереотипов обыденного сознания, принижающих и замещающих определенные эмоции: «следует полностью сдерживать гнев в общении», «плакать прилюдно стыдно и недостойно», «страх — признак абости» и «бурное проявление радости неприлично», «девочка должна быть вежливой и мягкой», «мальчик должен быть смелым и решительным» [14].
Дифференциация отрицательных эмоций и, вероятно, их идентификация выполняет опосредствующую роль в построении поведения, а также в дальнейшем управлении своими эмоциями. В дневниковом исследовании Ричарда Понда мл. с соавторами показано, что люди с высоким уровнем дифференциации отрицательных эмоций проявляют меньше агрессивности и реже злятся [25]. Ясмин Эрбас [20] с соавторами показала, что люди, имеющие меньшую способность к дифференциации отрицательных эмоций, чаще переживают негативные аффекты, имеют проблемы с самооценкой, хуже разбираются в эмоциях в целом и не способны использовать их для регуляции своей деятельности.
Можно сделать вывод, что внимательность к отрицательным эмоциям так же необходима в жизнедеятельности, как и внимание к положительным эмоциям.
Позволительно рискнуть предположить, что способность к осознаванию, проживанию и дифференциации эмоций обоих знаков является важной характеристикой взрослого человека. Кроме того, важной характеристикой здоровой личности является способность к переживанию амбивалентных эмоций в стрессогенных ситуациях [21]. Бонивелл И. пишет: «Реалии жизни чаще всего расположены между позитивным и негативным. Если большая ошибка психологии прошлого состояла в том, что она главным образом занималась плохим, часто за счет хорошего, то разве позитивная психология не совершает ту же ошибку, позволяя маятнику качнуться в противоположную сторону?» [цит. по 11].
Эмпирическое исследование
Опираясь на источники литературы, рассмотренные выше, можно заметить, что уровень субъективного благополучия человека, а также его адаптивность зависит не столько от знака переживаемых эмоций, сколько от степени дифференцированности эмоционального опыта. Каким образом развивается способность к опознанию, различению и использованию в управлении поведением своих эмоций? И к какому из полюсов эмоций внимательны люди в процессе такого развития?
Объектом моего эмпирического исследования стало развитие когнитивных функций, направленных на аффективную сферу. Предметом – эмоции, анализу которых уделяют внимание взрослые люди в процессе направленного развития регуляции эмоциональной сферы.
Чтобы ответить на поставленные вопросы, мы обратимся к данным прежних исследований. В период с 2008 по 2013 год совместно с А. Зиминой и Ю. Нестеровой, мы разрабатывали письменную практикую, которая по нашему мнению должна была способствовать развитию эмоционального интеллекта (ЭИ). Мы придерживались понимания ЭИ как высшей психической функции человека, позволяющей на основе сформированного представления о своей эмоциональной сфере регулировать эмоциональное состояние и использовать его при построении и регуляции деятельности, своей и окружающих людей. Для развития ЭИ мы использовали структурированный эмоциональный дневник (СЭД).
В нашем исследовании приняли участие 26 человек в возрасте от 17 до 36 лет (средний возраст составил 19 лет), студенты 1 курса гуманитарных вузов. Испытуемым экспериментальной группы (13 человек) предлагалось ежедневно в течение получаса анализировать наиболее яркое эмоциональное событие, ответив на следующие 9 вопросов о причинах возникновения эмоций и их последствиях (подробнее см. [4]).
В экспериментальной группе и в контрольной группе проходило предварительное тестирование с применением методики «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла и «Вопросника для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении» Г.С. Никифорова, В.К. Васильева и С.В. Фирсовой. Через месяц проводился повторный замер показателей в экспериментальной и контрольной группе. Был рассчитан сдвиг показателей ЭИ и субшкал опросника Холла, а также показателей опросника выявления выраженности самоконтроля. Для оценки значимости различий сдвига основных анализируемых показателей в контрольной и экспериментальной группы мы рассчитали критерий Манна-Уитни для независимых выборок при помощи программы SPSS. В результате месяца ведения дневника у испытуемых экспериментальной группы были зафиксированы изменения в управлении своими эмоциями, в эмпатии, распознавании эмоций других людей и общем показателе эмоционального интеллекта по опроснику Холла. И эти изменения значимо отличались от изменений в контрольной группе [4].
Мы не использовали в нашей работе дневники испытуемых, поэтому чтобы ответить на вопрос, какие и какого знака эмоции анализировали участники исследования при ведении СЭД, мы обратились к анкете повторного тестирования участников экспериментальной группы. Мы отобрали лишь тех участников, кто показал положительный сдвиг по всем выделенным показателям, а также ответили на пункт анкеты: «Напишите 3 эмоции, о которых, как вам кажется, вы наиболее часто писали в дневнике». Таким образом, в текущем исследовании анализируются данных 12 человек экспериментальной группы, студентов первого курса факультета психологии. Средний возраст 20 лет (от 7 до 36 лет). 9 женщин и 3 мужчины.
На основе полученных данных была составлена таблица упоминавшихся испытуемыми эмоций. Поскольку мы не ограничивали выбор испытуемых, в эту таблицу вошли самые разнообразные эмоции и состояния. Мы отмечали упоминания одной и то же эмоции только в случае полного совпадения названий состояний. Поэтому похожие по смыслу названия, такие как горечь и скорбь образовали разные эмоции. На основе таблицы была рассчитана частота упоминания эмоций по формуле 100*N/M, где N – количество упоминаний данной эмоции, а М – количество упоминаний эмоций в выборке. Результаты приведены в таблице 1. Из таблицы 1 видно, что наиболее часто упоминаемой эмоцией была радость (24% упоминаний), которую назвали 11 испытуемых из 13.
Таблица 1. Частота упоминания различных эмоций при ответе на вопрос «Напишите 3 эмоции, о которых, как вам кажется, вы наиболее часто писали в дневнике»?
Названия эмоций |
Частота упоминания эмоций (%) |
Обида |
2,2
|
Злость |
6,7
|
Радость |
24,4
|
Грусть |
6,7
|
Скука |
2,2
|
Подавленность |
2,2
|
Удовлетворение |
4,4
|
Разочарование |
4,4
|
Гнев |
2,2
|
Удивление |
4,4
|
Раздражение |
8,9
|
Счастье |
2,2
|
Возбуждение |
2,2
|
Страх |
2,2
|
Презрение |
2,2
|
Растерянность |
2,2
|
Возмущение |
6,7
|
Досада |
2,2
|
Интерес |
2,2
|
Горечь |
2,2
|
Скорбь |
2,2
|
Ярость |
2,2
|
Благодарность |
2,2
|
Также, эмоции были разделены на положительные, отрицательные и нейтральные. При этом использовался критерий Лазаруса, определяющего положительные эмоции как оценку ситуации как удовлетворяющую потребность, а отрицательные как препятствующую удовлетворению потребности. В группу положительных эмоций вошли радость, удовлетворение, удивление, счастье, интерес и благодарность. В группу отрицательных эмоций вошли обида, злость, грусть, скука, подавленность, разочарование, гнев, раздражение, страх, презрение, возмущение, досада, горечь, скорбь и ярость. Два состояния: возбуждение и растерянность – были отнесены к нейтральным эмоциям, так как отражают реакцию на ситуацию неопределенности в отношении возможности удовлетворения потребности. Была рассчитана частота упоминания эмоций разных знаков по формуле, аналогичной приведенной выше. Результат представлен на диаграмме рисунка 1.
Частота упоминания позитивных и негативных эмоций различается, но не значительно. Позитивные эмоции упоминаются в 42% случаев, а негативные – в 53%. Таким образом можно утверждать, что в процессе заполнения СЭД испытуемые в равной степени подвергали анализу положительные и отрицательные эмоции. При этом количество различных негативных эмоций выше (15 против 6), чем положительных.
Рисунок 1. Частота упоминания различных эмоций при ответе на вопрос «Напишите 3 эмоции, о которых, как вам кажется, вы наиболее часто писали в дневнике»?
Обсуждение результатов и заключение
В работе проведен анализ проблемы подразделения эмоций на положительные и отрицательные. И не смотря на то, что подобное деление является условностью, мы определяли эмоции как положительные, если они отражают высокую вероятность удовлетворения потребности, как отрицательные, если они отражают низкую вероятность удовлетворения потребности.
Мы провели анализ значения положительных и отрицательных эмоций в жизни взрослых людей, здоровых и страдающих теми или иными психологическими сложностями. На основе анализа исследований отечественных и зарубежных авторов можно предположить, что роль положительных и отрицательных эмоций в жизни человека неоднозначна. Эмоции обеих категорий могут как способствовать лучшей адаптации и психическому здоровью, так и препятствовать им. Вероятно, наибольшее значение имеют не столько знак переживаемых эмоций, сколько способность к осознаванию их, дифференциации и способности использовать информацию об эмоциях для управления собственной деятельностью, а также для координации действий с другими людьми.
При этом важна возможность переживать одновременно положительные и отрицательные эмоции [21], что позволяет развивать необходимое адаптивное эмоциональное состояние. Поэтому можно предположить, что техники, разработанные в рамках позитивной психологии, являются эффективными и полезными в ситуации, когда уровень эмоциональной регуляции достиг достаточного уровня для осознавания эмоций обоих знаков и возможности их сочетания в отношении к одной и той же ситуации.
Наше эмпирическое исследование показало, что в процессе развития ЭИ, как высшей психической функции для распознавания и управлениями эмоциями, испытуемые в равной степени обращаются как к положительным, так и к отрицательным эмоциям. При этом испытуемые выделяли широкий круг различных отрицательных эмоций, а среди небольшого количества положительных эмоций чаще всего называли радость. Что позволяет предположить слабую дифференциацию положительных эмоций у людей, вошедших в экспериментальную группу исследования. Вероятно, предложенная структура дневника, следуя за естественным интересом практика, позволяет наиболее хорошо развить способности в распознавании и управлении лишь тех эмоций, которым испытуемые уделяли больше внимания.
Возможность обобщения приведенных данных ограничена особенностями выборки и дизайна исследования. Наши испытуемые были студентами первого курса психологических факультетов вузов Москвы. И не смотря на разный возраст и жизненный опыт, полученная закономерность может быть характерна именно для студентов психологических вузов или же являться результатом профессионального обучения. Также важно учитывать, что для анализа были не доступны тексты самих дневников, а оценивалось субъективное впечатление испытуемых о том, какие эмоции их занимали более всего.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- Деление эмоций на положительные и отрицательные условно, но при этом отражает одну из ключевых функций эмоциональных явлений – оценки.
- Для развития здоровой адаптированной личности необходимо осознанное отношение к эмоциям обоих знаков.
Благодарности
Данное исследование было проведено при активном участии студентов ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления» и Ф ГБОУ ВПО «Государственный академический университет гуманитарных наук». Я считаю важным поблагодарить вдохновителя и инициатора этого исследования, преданного исследователя письменных практик – Дарью Кутузову, а также коллег, участвовавших в разработке СЭД – Юлю Нестерову и Анну Зимину.
Список использованных источников
- Бонивелл И. Ключи к благополучию. Что может позитивная психология [Текст]/Бонивелл И. пер. с англ. М. Бабичевой. – М.: Время, 2009. – 192 с.
- Вартанов А. Эмоции, мотивация, потребность в филогенезе психики и мозга [Текст]/ Вартанов А., Вартанова И. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2005. — № 3. — С. 20–35
- Лапшина Т.Н. Развитие эмоционального интеллекта школьников [Текст]/ Лапшина Т.Н. // Академический вестник – 2012 – №1(5) – стр. 119-126.
- Лапшина Т.Н. СТРУКТУРИРОВАННЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ДНЕВНИК – ПИСЬМЕННАЯ ПРАКТИКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА [Текст] / Лапшина Т.Н. // Теория и практика современной науки [Текст]: материалы VI Международной научно-практической конференции, г. Москва, 3–4 июля 2012 г. / Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». – М.: Изд-во «Спецкнига», 2012 – стр. 468-477.
- Левин К. Динамическая психология: Избранные труды [Текст] / Левин К. под общ. ред. Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Патяевой; [сост., пер. с нем. и англ. яз. и науч. ред. Д. А. Леонтьева, Е. Ю. Патяевой]. — М.: Смысл, 2001. – 572 с.
- Люсин Д.В. Эмпирический анализ категоризации эмоций [Текст]/ Д.В. Люсин // Вопросы психологии. – 1999. – №2 март-апрель 1999. – с. 50-61
- Нестерова Ю.С. Развитие эмоциональной регуляции взрослого человека [Текст] / Нестерова Ю.С., Лапшина Т.Н. // Проблемы управления психоэмоциональным состоянием человека.– Астрахань: Издательский дом “Астраханский университет”, 2008.
- Овдей С.В. Позитивное отношение личности к миру как базовая составляющая жизненного и профессионального успеха [Электронный ресурс]/ Овдей С.В. – url: http://www.pac.by/ru/general-information/structure/institut-gos-sluzhbi/fakultet-podgotovki-perepodgotovki/kaf-psih-upr/material-konferencii (дата обращения: 08.09.2015)
- Симонов П. В. Эмоциональный мозг [Текст]/Симонов П.В. — М.: Наука, 1981. — с. 216.
- Симонов П.В. Что такое эмоция? [Текст] / Симонов П.В. – М.: Наука, 1966. – с.35 формула
- Солодушкина М.В. Позитивная психология: успехи, проблемы и перспективы [Электронный ресурс]/ Солодушкина М.В. // Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 24. С. 3. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 08.09.2015).
- Улановский А.М. Коучинг с оглядкой на науку: практики позитивной жизни [Текст] / Улановский А.М. //Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2012. – Т. 9, № 4.- С. 59–80
- Хлевная Е.А. Экспериментальное исследование возможности развития эмоционального интеллекта [Электронный ресурс] / Хлевная Е.А., Штроо В.А., Киселева Т.С. // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2012. – №3. URL: http://psyedu.ru/journal/2012/3/3018.phtml (дата обращения: 15.07.2015)
- Холмогорова А.Б. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни [Текст] /Холмогорова А.Б., Гаранян Н. Г.// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1996 – №1 – сс.548-556
- Яблонски Н.Е. Личностно-психологические ресурсы позитивной эмоциональной направленности [Электронный ресурс]/Яблонски Н.Е. url: http://www.dissercat.com/content/lichnostno-psikhologicheskie-resursy-pozitivnoi-emotsionalnoi-napravlennosti (дата обращения: 15.07.2015)
- Bastian Br. Sad and Alone: Social Expectancies for Experiencing Negative Emotions Are Linked to Feelings of Loneliness [Электронный ресурс]/ Brock Bastian, Peter Koval, Yasemin Erbas, Marlies Houben, Madeline Lee Pe, Peter Kuppens. // Social Psychological and Personality Science. – 2015. – 6(5). url:https://www.researchgate.net/publication/276263378_Sad_and_Alone_Social_Expectancies_for_Experiencing_Negative_Emotions_Are_Linked_to_Feelings_of_Loneliness (дата обращения: 15.07.2015)
- Davidson R. J. et al. The functional neuroanatomy of emotion and affective style [Text] / R.J. Davidson, W. Irwin,// Trends Cogn. Sci. – 1999. – 3. – pp. 11 –21.
- Demiralp E. et al. Feeling Blue or Turquoise? [Text]/ Emre Demiralp, Renee J. Thompson, Jutta Mata, Susanne M. Jaeggi, Martin Buschkuehl, Lisa Feldman Barrett, Phoebe C. Ellsworth, Metin Demiralp, Luis Hernandez-Garcia, Patricia J. Deldin, Ian H. Gotlib and John Jonides. // Emotional Differentiation in Major Depressive Disorder. Psychol Sci. – 2012 – 23(11). – pp. 1410–1416.
- Ekman P. Basic emotions [Text]/ T.Dalgleish, M.Power (Ed.) // Handbook of Cognition and Emotions. – NY: John Wiley, Sons Ltd. – 1999. – pp. 45-60.
- Erbas Y. et al. Negative emotion differentiation: its personality and well-being correlates and a comparison of different assessment methods [Text] / Erbas Y, Ceulemans E, Lee Pe M, Koval P, Kuppens P. // Cogn. Emot. – 2014. – 28(7). – pp. 1196-1213.
- Hayand E.L. et al. Emotion complexity and emotion regulation across adulthood [Text] / Elizabeth L. Hayand, Manfred Diehl // Eur. J. Ageing. – 2011. – September ; 8(3) – pp. 157–168.
- Jureidini Jon N. Let children cry [Text]/ Jureidini Jon N. // Med. J. Aust. – 2014. – 201 (10) – pp. 612-613.
- Lazarus R.S. et al. Stress, appraisal, and coping. [Text]/ Lazarus R.S., Folkman S.// NY: Springer Pub. Co. – 1984. – 456 p.
- Lewica M. On subjective and objective anchoring of cognitive acts: how behavioral valence modifies reasoning schemata [Text]/ Lewica M. // Recent trends in theoretical psychology/Eds W. Baker, L. Mos, H.V. Rappard, Stam H.J. – NY: Spinger Verlag. – 1988. – pp. 285-301.
- Pond Jr. et al. Emotion differentiation moderates aggressive tendencies in angry people: A daily diary analysis [TEXT] / Pond Jr., Richard S.; Kashdan, Todd B.; DeWall, C. Nathan; Savostyanova, Antonina; Lambert, Nathaniel M.; Fincham, Frank D. // Emotion. – 2012 – Vol 12(2). – pp. 326-337.
- Sheets E.S. et al. Emotion differentiation and intensity during acute tobacco abstinence: A comparison of heavy and light smokers[Text]/ Sheets E.S., Bujarski S., Leventhal A.M., Ray L.A.//Addict Behav. – 2015. – 47 – pp. 70-73
- Srivastava S. et al. Optimism in close relationships: How seeing things in a positive light makes them so. [Text] / Sanjay Srivastava, Kelly Mcgonigal, Jane M Richards, Jane M Richards, Emily A Butler, James J Gross// Journal of Personality and Social Psychology – 2006. – 91(1). – pp.143-53.
- Srivastava S. et al. The Social Costs of Emotional Suppression: A Prospective Study of the Transition to College [text] / Sanjay Srivastava, Maya Tamir, Kelly M. McGonigal, Oliver P. John, James J. Gross.// Journal of Personality and Social Psychology American Psychological Association. – 2009. – Vol. 96, No. 4. – pp. 883–897
Для ссылки можно указывать: Лапшина Т.Н. Апология отрицательных эмоций: роль эмоциональных переживаний различного знака в развитии регуляции эмоциональной жизни взрослого человека // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Вып. 3. – М.: АСОУ, 2015 – сс.34-47
Картинка утащена с сайта empathi.ru
© 2016, Татьяна Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором