Мастерская про близость

arms_reach_green_curtain

7 декабря я и моя коллега, Юля Диденко, провели со студентами-психологами мастерскую про близость. Тема была не простая и интересная, тем более я благодарна всем пришедшим, кто решился её исследовать.
Мой интерес был продиктован двумя типами ситуаций, с которыми я сталкиваюсь в собственной жизни и часто слышу от клиентов.

  1. Мы часто приходим в отношения за тем, что называем «близость». При этом за словом «близость» могут стоять совершенно разные потребности. И то, насколько мы осознаем эти потребности, определяет, сможем ли мы получить то, чего хотим, как нам будет в отношениях, почувствуем ли мы близость и понравится ли она нам. Так бывает, что кто-то пришел в отношения поделиться чувствами и почувствовать себя ценным, а другому важно больше новых впечатлений и пересказ прочитанной книги.
  2. Противоположностью «близости» является «дистанция». Мне кажется, что в отношениях может хотеться не только «сблизиться», но и «быть на комфортном расстоянии». Люди сближаются и удаляются с разной скоростью, разной степенью осторожности, разными способами, разной степенью прямоты. Поскольку сближение – это то, что происходит как минимум с двумя людьми, важно иметь опору в себе, чтобы регулировать это сближение, и какую-то возможность понимать что-то про другого, который приближается или удаляется. Иначе возникают ситуации, когда мы внезапно оказываемся слишком близко друг к другу (и стыдимся) или злимся на то, что никак не можем приблизиться друг к другу или на то, что к нам приближаются как-то не так. При этом гнев, смущение, страх являются не менее важными индикаторами процесса сближения, чем приятные предчувствия, удовольствие, интерес, голод.

Сейчас пишу и немного волнуюсь, настолько трогательной кажется тема до сих пор.
На группе мы пытались искусственно воссоздать ситуацию сближения и прочувствовать в безопасной обстановке, как это происходит в режиме real time. Интересно, как возникали в работе профессиональные темы:
• про близость, через которую психолог работает, и про ресурсы, вкладываемые в близость;
• про то, как сложно отказывать в близости тем, кому хочется помочь и о ком хочется позаботиться;
• про то, кто ведет, а кто следует в процессе сближения, и какими средствами мы достигаем контроля в отношениях;
• про то, как объединяет общая тема общения и как не просто бывает быть друг с другом друг про друга, а не про эту тему.
В результате сближение произошло, надеюсь, что в комфортном для участников темпе.
Для меня это был первый опыт подобной работы со студентами, которые привыкли ко мне как к требовательному преподавателю естественно-научного блока. Мне важно было не упустить этот контекст, но и не позволить ему забить формат общения между равными; задержаться в моменте творческого безразличия, чтобы увидеть участников и себя по-новому. Получилось. И это было здорово! Поэтому, думаю позволить подобному формату занятий периодически быть.
Буду благодарна откликам участников, как приватным, так и открытым – прямо в комментариях.

© 2012, Tatiana Lapshina. All rights reserved.