Этика и эстетика гештальт-терапии 2014

07-15 второй выходной_00001 Мне все время кажется, что пока вещи из дороги не разобраны и не постираны, страницы путевых заметок не разобраны, путешествие еще продолжается. Поэтому я тяну уже две недели с этой записью – хочется чуть-чуть продлить интенсив, на который я попала этим летом. Потому что было очень по-разному и очень душевно.
Что именно?
Поскольку читатели у меня разные, расскажу в краце про идею гештальт-интенсивов, как я ее понимаю. По сути интенсив – форма выездных семинаров в рамках которых совершенствуются все участники процесса гештальт-терапии: клиенты, психотерапевты, супервизоры. При этом совершенствование происходит “интенсивно”. Обычно, одна лекция, две группы в день, одна встреча с терапевтом у клиентов, у психотерапевтов 1 или 2 встречи с клиентами, супервизия, процесс-группа для экологичного завершения дня. Рабочие дни группируются в трехдневки, между которыми бывает 1 день выходных.
Это большая нагрузка: выходит около 5-6 часов общения в сутки, причем, на достаточно высоком уровне осознавания и с целостным вовлечением в процесс: от физического тела, эмоциональных процессов, до высших когнитивных функций и рефлексии. Хотя, если вдуматься, повседневная жизнь знакомых мне гештальт-терапевтов, слабо отличается от того, что бывает на интенсиве. Другое дело, что в обычной жизни можно быть свободнее в установке рамок.
Поэтому интенсив – это и закаление боем, и возможность прикинуть для себя степень нагрузки и готовности к ней, потому что все-таки под надзором и со всей возможной поддержкой коллег.
Самым удивительным на “Белых ночах” было то, что я не вымоталась. Я, действительно, и работала, и отдыхала. И вернулась с ощущением, что отпуск завершился и я готова к работе, по крайней мере, терапевтической. Почему так получилось? Подозреваю тут сыграло сразу много факторов.
Во-первых, природа. Семиозерье – край, в который сложно не влюбиться. Я и на интенсив-то попала, потому что как-то в беседе с коллегами бросила: “Не хочу работать, хочу сосны, озера, чернику и грибы”. А там прохладные озера, высоченные сосны, мхи, черничник, лисички и подберезовики прямо под ногами. Аврора-клуб, в котором проходили все мероприятия, как раз находится на берегу озера Длинное. В котором видно водоросли до дна. Над водорослями ходит рыба. А в небе кричат чайки.
В середине июля солнце там садится поздно и встает рано, поэтому время течет как-то особенно размеренно: бери сколько хочешь и для чего хочешь. В условиях непривычных внешних ориентиров, приходится больше прислушиваться к себе.
Во-вторых, люди. Питерский интенсив маленький. Я впервые была на таком, где всего по две группы каждой категории: две группы клиентов, две группы терапевтов, две группы супервизоров. Небольшая команда тренеров. И выходит так, что к концу первой трехдневки каждого человека знаешь хотя бы в лицо. И это как-то хорошо и лично. Тогда проще касаться глубоких тем, что в моем случае означает, вообще возможно.
Мне и повезло, и не повезло в этом году одновременно. Я ожидала знакомых тренеров из Москвы, но никто из них не приехал. Зато я успела познакомиться с питерским и даже чуть-чуть кавказским гештальтом. Это было очень здорово, потому что благодаря Наташе я собрала свой давний паззл про самопредъявление, сближение и совместность, Лена как-то легко вскрыла тему денег и в моем случае любви к деньгам, Олег как-то так ясно обходился с границами, что даже я смогла говорить и как-то жить в конкуренции.
Но это не главное – главное, что на группах я жила полной жизнью, что, буду честной, со мной редко случается в столь крайткий срок.
Я очень благодарна своему клиенту, который меня выбрал и подарил редкий шанс: вряд ли ко мне в ближайшее время придет за консультацией мужчина сильно старше меня. Это совсем другой уровень жизни, понимания и проживания, другой круг проблем.
И в этих условиях очень продвигающей оказалась супервизия. Особенно важным было различие: почти отсутствие общего бекграунда, разные темпераменты, в чем-то ценности, разные культурные установки. И в этой точке открывается много интересного.
А еще питерские гештальтисты нового поколения, моего поколения. Это что-то! Впервые мне было жаль уезжать из проф. пространства, потому что мне хотелось еще – страшно подумать! – неформального общения. Такого количества интересных и при этом открытых к общению людей, я пока не встречала. Хотя тут глупо говорить о количестве и, тем более, о доле. Сейчас пишу и вспоминаю каждого. Кстати, не только питерцев, как выясняется 🙂
В общем, рада, что выбралась. Очень благодарна Юле Л., которая меня позвала. Делила со мной маленькую комнатушку, поддерживала в душевных метаниях и составила компанию в путешествиях выходного дня.
В-третьих, традиции и пр. местные особенности. Мне кажется, очень здорово передавать тренеров другой группе в символической форме. Потому что это лучше любой процесс-группы в красивой форме завершает трехдневки, сплочает коллектив и вообще весело. На самом деле было в этом всем что-то такое про пионерские лагеря, которых в моей жизни не было. Добирала с удовольствием.
Лекции. В формате… Даже не знаю, как назвать. Жизни? Отношений? И тем не менее, это лекции, в которых все, что нужно.
И, наконец, со времени своего первого интенсива я изменилась. Это здоровское ощущение – понимание продвижения. Мне стало проще брать все то, о чем я написала в своем “во-вторых” и “в-третьих”. Стало проще опираться на себя. Я стала позволять себе сближаться и даже привязываться к кому-то. А после этого честно прощаться.
Самым сложным, кстати, оказалось не прощание. Так получилось, что эти 12 дней я жила как-то так, как мне бы хотелось жить. Было все: общение формальное и неформальное, природа, путешествия, настольные игры, психотерапия, супервизия, рисунки, сказки, стихи на полях, немного религиозных инсайтов и эзотерической практики. Не хватало готовки, мужа и кота. И как бы так теперь устроить свою жизнь, чтобы в ней было все, чем живу и что нравится, и поменьше лишнего.

В общем, теперь окончательно в Москве. Работаю с клиентами с 13 августа. Кому нужно – обращайтесь.

© 2014, Татьяна Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором