О конференции “Ценности гештальт-терапии: свобода и ответственность”

IMG-20150209-WA0016 Прошедшие выходные и часть студенческих каникул я провела совсем недалеко от пляжа на традиционной ежегодной конференции МГИ и ОПП”ГП”. В прошлом году мне не удалось попасть в Левково, хотя я и планировала выбраться хотя бы на один день. Тогда выбрала ухаживать за приболевшим котом, а потом слушала рассказы, завидовала и жалела. Для меня зимняя конференция – хороший способ повидаться с коллегами и друзьями и поговорить о профессиональном концентрированно и продуктивно. А еще – традиционный глоток свободы перед самым тяжелым рабочим семестром. Поэтому даже без контекста социальных проблем тема “Ценности гештальт-терапии: свобода и ответственность” зацепила за живое и личное. Я выделила себе 4 дня надышаться свободой и ответственностью, и не жалею.
Самые яркие впечатления:
1. Мастерская Софьи Шноль и Анны Забелоцкой “Было и бывало”. Унесла с мастерской простой и красивый пример работы для полноценного усвоения опыта из прошлого. А еще яркий образ и историю о том, как несъеденный апельсин оказался припасенным, очень вкусным и полезным, но не единственным ресурсом.
2. Мастерская “Сны-визиты” Дениса Новикова. Про значение снов с ушедшими и умершими близкими людьми. В 2,5 часа уложилось и содержательное обсуждение, и упражнение, и полноценная рабочая сессия со сном-визитом. Я очарована стилем работы и ведения мастерской. Желание попасть на специализацию по снам резко возросло. Надеюсь, за ним подтянутся возможности.
3. Доклад Марии Михайловой ([info]gonzo-therapy) “Символический мир травмы: анализ аниме-сериала «Тёмный дворецкий»”. Я уже не первый раз радуюсь тому, как аккуратно Мария Михайлова подходит к анализу реальностей, в которых я живу. Я очень люблю “Темного дворецкого” и немного опасалась за него. На основе аниме был выстроен гипотетический терапевтический случай, потрясающе интересный. Доклад случая сопровождался смонтированными роликами-иллюстрациями из самого аниме. Это был прямо-таки подарок для ума и сердца, очень интеллектуально и эстетически насыщенный. Да еще и практически применимый. Немного завидую тому, как Мария умеет препарировать символическую реальность аниме, фанфиков, субкультур. Через нее легализую свое guilty pleasure в сообществе. Кстати, благодаря докладу, нашла коллег-любителей аниме. Впрочем, нашла – громко сказано. Оказывается, все это время мы обедали и ужинали за одним столом.
4. Лекция Елены Калитеевской о вызовах времени и ценностях психотерапии. Думаю, мне было бы достаточно одной мысли, что настоящий вызов присутствовать в мире индивидуально обращен к каждому. Благодаря этим словам я мягко вернулась от тревоги последнего полугода жизни к тому, где я, что делаю и чем живу, какие ценности реализую. А еще в лекции было множество вкусных цитат, размышлений об этике и морали, об измерениях психотерапии.
5. В каком-то смысле эффект лекции я доработала на мастерской Льва Черняева “Проявления бессознательного”. На ней обсуждали, есть ли бессознательное и работа с бессознательным в гештальт-подходе. Если есть, то как и в какой форме с ним работать. И практиковались в такой работе. Казалось бы все просто: наблюдаешь за тем, как человек говорит, как движется, как меняется, чуть-чуть отражаешь его – а это и есть максимально включенное присутствие.
6. Поскольку пару вечеров я обсуждала со своей соседкой Юлей Л. ([info]humming_carabus) особенности современного феминизма и феминисток. Тут очень в жилу оказался мастер класс «Женщина – психотерапевт: ресурсы и ограничения» Елены Бесковой и Ларисы Мухлыниной. В итоге оказалось совсем не про женское, а про человеческое и профессиональное.
7. Круглый стол «Пара в сообществе» Константина Логинова и Галины Каменецкой позволил подглядеть за тем, как образуются пары в сообществе. Честно говоря, раньше у меня было довольно зыбкое и мифологическое представление о котерапевтах и котренерах как эдакой божественной паре. А оказалось прозаично: есть свои тревоги, свои интересы, свои выборы у каждого из участников пары и образ и реакция на пару сообщества. И это потрясающе интересно.

Оказалось, что за прошлый год формат работы конференции изменился. Стало больше пространства для обсуждения: круглые столы и дискуссионные группы. Этот момент мне понравился, потому что люблю поговорить и послушать. Правда, распределение мастерских по дням в итоге оказалось очень неравномерным. Самым насыщенным днем оказалась пятница: с лекцией, обсуждением и аж тремя параллелями мастерских + процесс-группа.
Стало чуть меньше места для выбора: процесс-группа и обеденный стол определяются при прибытии. Причем таким образом, что до вечера не ясно, к кому ты идешь на процесс-группу. Да и ясность ничего не меня, в общем-то. Слепых процессов в целом стало больше. Не было презентаций мастерских – выбирала по описанию в програмке и иногда попадала пальцем в небо. Когда я выбираю по тому, как ведущий рассказывает, выбор мне дается проще и результат – лучше. С другой стороны, понятное дело- участников много, а такие штуки как распределение по процесскам и анонсы мастерских заранее, здорово улучшают планирование. И в итоге получилось очень здорово. За что много благодарности организаторам.
Общения чуть-чуть не добрала – но после насыщенных дней вечером не оставалось ни сил, ни запала на общение. Буду думать, как восполнить нехватку вне конференции.
А еще практически не было работ коллег моего уровня – заканчивающих или едва закончивших вторую ступень. Такие работы меня, обычно, вдохновляли и поддерижвали в профессиональном развитии. Но скоро в Москве будет целая конференция дебютов. О ней напишу позже.

© 2015, Татьяна Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором