Полезны ли фильмы ужасов для психики?

green-horror-eye Я продолжаю отвечать на вопросы о психологии. Зачем и почему, я писала тут. Попался такой интересный вопрос и столько всего удалось нарыть в процессе, что не могу не поделиться ответом. Тем более, что сама люблю horror, как жанр.
И так, если вы спросите: “Полезны ли фильмы ужасов для психики?” – мой ответ будет: “И да, и нет”. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо конкретизировать: кто смотрит фильмы ужасов и в каких условиях. Существует большое количество авторов, которые считают, что фильмы ужасов вредны для всех, особенно для детей и юношей, могут иметь длительные последствия в виде повышенной тревожности, нарушений сна и аппетита, тошноты, разного рода болей в теле (Harrison C., Cantor J. Tales from the screen: Enduring fright reactions to scary media. Media Psychology 1 (2): 97-116). Но на самом деле все не так просто.

1. С точки зрения психологии, при взаимодействии с любым произведением искусства, человек переживает различные эмоции. Как правило, фильмы ужасов активно включают эмоции страха и отвращения. При этом человек реагирует так, будто бы угроза для него реальна: наблюдается учащение сердцебиения, повышение артериального давления, потливость рук и т.д. Сами по себе эти проявления не являются ни вредными, ни полезными. Кому-то такой тонус помогает более активно включиться в жизнь. Для кого-то является чрезмерной стимуляцией, может вызвать состояние повышенной тревоги, временное нарушение сна и даже приступ панической атаки.

Есть данные о том, как меняется поведение людей после просмотра фильмов ужасов. Например, если в фильме ужасов есть сцены курения, то курильщик выйдет из зала с большим желанием курить, чем если бы он увидел курение в фильме без насилия и пугающих моментов (Sargent J.D., Maruska K., Morgenstern M., Isensee B., Hanewinkel R. Movie smoking, movie horror, and urge to smoke. Przegl Lek. 2009; 66(10): 545–547). После просмотра ужасов и фильмов со сценами насилия людям больше хочется съесть сладенького (Mattar L., Zeeni N., Bassil M.Effect of movie violence on mood, stress, appetite perception and food preferences in a random population. European journal of clinical nutrition. 2014 Dec 10. doi: 10.1038/ejcn.2014.262).

2. Интересно, что негативные эффекты от просмотра фильмов ужасов чаще проявляются у людей, которые не любят фильмы ужасов. Все известные мне исследования корреляционного типа, поэтому нельзя сказать с уверенностью, что является причиной, что следствием: то ли нелюбители ужасов стали такими, в результате отрицательных эффектов от просмотра; то ли просмотр нелюбимых фильмов приводит к усилению негативных эффектов от ужасов. Как правило, нелюбители ужасов обладают высокой эмпатией и меньшей агрессивностью в сравнении с теми, кто получает от фильмов ужасов удовольствие (Hoffner C.A., Levine K.J. Enjoyment of Mediated Fright and Violence: A Meta-Analysis. MEDIA PSYCHOLOGY, 7, 207–237).

А что же с любителями ужасов? Выделен ряд их психологических особенностей и особенностей реакции мозга на нейтральные и пугающие отрывки фильмов (Straube T., Preissler S., Lipka J., Hewig J., Mentzel H.J., Miltner W.H. Neural representation of anxiety and personality during exposure to anxiety-provoking and neutral scenes from scary movies. Human Brain Mapping. 2010 Jan;31(1):36-47). Их передняя поясная кора и островковая доля мозга – структуры связанные с субъективным ощущением возбуждения – менее активны при просмотре нейтральных сцен. Так же им более свойственен поиск острых ощущений, который, вероятно, компенсирует недостаток возбуждения в обычных условиях. При этом просмотр фильмов ужасов – один из немногих социально приемлемых и безопасных для жизни способов компенсации (в отличие от экстремальных видов спорта или азартных игр, например). Полезно это или нет – оцените сами.

3. Если посмотреть на фильмы ужасов с точки зрения психотерапевта, легко заметить, что режиссеры фильмов ужасов используют наиболее эффективные и традиционные триггеры страха. То есть такие явления, которые пугают многих людей. Поэтому зрителю легко идентифицироваться с персонажем, который тоже испуган. При этом ситуация просмотра фильма в кинотеатре или дома с друзьями является безопасной. Это похоже на метод экспозиции триггера фобии, который используется когнитивно-бихевиоральными психотерапевтами для того, чтобы снизить реакцию клиента на пугающие стимулы, например, пауков, змей и т.д. При регулярном наблюдении пугающих явлений в безопасной обстановке человек может стать “более смелым” в отношении них.

Однако просмотр фильмов ужасов все-таки отличается от психотерапии наличием большого количества неконтролируемых факторов. Для людей, переживших психологическую травму, просмотр фильма с похожей ситуацией может привести к повторному травмированию и ухудшению состояния. При этом, поскольку люди, пережившие психологическую травму, сами нередко стремятся к повторению травмирующих событий, они могут бессознательно подбирать для просмотра соответствующие фильмы.

4. С точки зрения нейронаук, мозговая активность человека, просматривающего фильм ужасов похожа на мозговую активность человека, переживающего страх, но с одним отличием (Straube, T., Preissler, S., Lipka, J. et al. (2010). Neural representation of anxiety and personality during exposure to anxiety-provoking and neutral scenes from scary movies. Human Brain Mapping, 31, 36–47). Важную роль в реализации реакции страха человека играет структура, которая называется миндалина. Однако в исследованиях Страуба и ряда других авторов, миндалина при просмотре страшных сцен активируется не больше, чем при просмотре нейтральных. Переживание страха при просмотре кино связано с активацией дорзомедиальной префронтальной коры, которую относят к “медленной системе эмоций”. Они реагируют не на внезапную и сиюминутную угрозу, как миндалина, а на потенциально ожидаемые последствия ситуации. В этом смысле ситуация просмотра фильма ужасов не сильно отличается от напряженных размышлений о том, какую оценку преподаватель поставит на экзамене, заметит ли начальник вашу оплошность в отчете и т.д. То есть польза или вред снова будут определяться тем, насколько ваш уровень возбуждения соответствует актуальным задачам.

Психологи описывают взаимосвязь возбуждения и эффективности решения задач куполообразной кривой (закон Йеркса-Додсона). При повышении активации до определенного уровня растет и качество деятельности, но дальнейшее повышение после достижения плато приводит к снижению продуктивности. При этом при более сложной задаче является более оптимальным более низкий уровень активации.

5. А как же дети? Существует теория, которая частично подтверждается данными, что возможность получать удовольствие от фильмов ужасов, а также фильмов со сценами насилия, развивается с возрастом (Hoffner C.A., Levine K.J. Enjoyment of Mediated Fright and Violence: A Meta-Analysis. MEDIA PSYCHOLOGY, 7, 207–237). И если мы посмотрим на исследования младшей и средней школы, то увидим корреляцию между удовольствием от просмотра ужасов и возрастом. Но если обратиться ко взрослым выборкам, то там такой корреляции наблюдаться не будет. Можно предположить, что к старшим классам дети научаются получать удовольствие от подобных фильмов. Затем, видимо, у части людей берет верх стремление к острым ощущениям, а у других избегание неприятных переживаний.

Малышам бывает сложно отличить реальность и вымышленный мир на экране. Поэтому страшные сцены в кино могут стать травмирующим фактором. Однако с момента освоения ролевой игры, дети научаются отличать сказки от реальных историй. В раннем школьном возрасте они будто бы становятся одержимы страшными историями. Есть теории, которые предполагают, что как раз в этом возрасте они овладевают способами обращения со неприятными эмоциями, в том числе страхом. Поэтому в поддерживающей обстановке страшное кино может стать материалом для воспитания смелости и развития чувства реальности. Когда человек может сказать: “То, что происходит на экране происходит не со мной”, а также “Я сейчас очень боюсь, но в любой момент могу выключить телевизор”. Подобные способы защиты от негативного эмоционального воздействия просматриваемых фрагментов фильмов предлагал Ричард Лазарус.

Итак: фильмы ужасов могут быть полезны для снижения чувствительности к пугающим обстоятельствам (десентизации); для повышения уровня активации (если вам это зачем-то нужно); для формирования и развития стратегий обращения со страхом и отвращением. Однако они могут быть вредны и вызвать ряд неприятных симптомов, в том числе иметь длительные последствия для людей с повышенной возбудимостью и высокой личностной тревожностью; склонных сильно отождествляться к персонажами на экране; маленьких детей, еще не различающих вымысел и реальность; людей переживающих посттравматическое стрессовое расстройство. Как правило, негативные эффекты меньше проявляются у людей, которые любят фильмы ужасов.

Источник

© 2015, Татьяна Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором