Вот уже пару лет, как я смеюсь сквозь слезы над инициативами государства российского по защите и развитию детей. Я читала множество статей, участвовала в сетевых дискуссиях о том, какие фильмы можно показывать в РФ и на какие можно пускать детей; как защитить детей от интернета или как использовать любовь детей к интернету ради их собственного блага. И в большинстве статей, записей в блогах и дискуссиях вслед за законодательными инициативами я не находила конструктива. Одни хотят запретить все на свете, другие не хотят запрещать вообще ничего или не все на свете. И чем дольше я думала над этим, тем больше передо мной вставал вопрос: “Если не так, то как?” “Если не это кино, то какое?” “Если не этот контент, то какой?”
И в этот непростой момент мне попалось видео Колина Стоукса. Он прекрасен в том, как его отцовские чувства легко трансформируются в социальную активность. И вот К. Стоукс задумался, чему его детей учат мультфильмы. И заметил, что мало современных фильмов и тем более мультфильмов проходят тест Элисон Бехдель:
– Есть ли в фильме хотя бы два женских персонажей с репликами?
– Говорят ли эти женские персонажи между собой?
– Обсуждают ли они при этом что-то, кроме парня, который им обеим нравится?
Тест, конечно, шутливый. Но какие-то грустные результаты выходят, если вооружиться им и смотреть мультики. Вроде бы общество медленно, но меняется. А в большинстве фильмов и даже детских мультиках женщина все еще в лучшем случае симпатичная немногословная напарница, украшение кадра, в худшем – трофей за победу над злом.
Дальнейшие рассуждения лучше слушать от первоисточника.
Мне очень симпатичны критерии, которые Колин Стоукс применяет к детскому кино. В них должны быть примеры того, как герои мальчики и мужчины демонстрируют уважение и доверие к героям девочкам и женщинам (к мальчикам, конечно, тоже!). В этих мультфильмах герои безотносительно пола организовывают или присоединяются к командам, иногда даже под руководством женских персонажей, которые не просто борются со злом, но помогают другим людям стать лучше. И сами становятся лучше в процессе. Мне кажется, эти критерии важнее того, “победит добро зло или нет”. В конце концов, важно не то, кто победил, а как к этому относится рассказчик и другие участники процесса.
Мне не нравится идея регулирования по любым критериям на государственном уровне контента что для детей, что для взрослых. А вот ответственный подход родителей с подбором контента для детей и обсуждение того, что они там видели, какой демонстрирует Колин Стоукс, мне очень нравится. Еще мне кажется хорошей идеей государственная поддержка кинопроектов, которые будут транслировать перечисленные мною идеи. Но это уже опционально.
А вам как кажется? Какие идеи в мультиках и пр. развлекательном кино вам нравятся? А какие нет? И кто должен решать, что смотреть ребенку, а что – нет?
© 2014, Татьяна Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором