Про преподавателей, учителей и подростков-гомосексуалов

88Я давно не пишу про lgbt. Я не сексолог. Поэтому, мне нечего сказать нового в данной области. И я не политик – поэтому слабо понимаю, зачем и как принимаются те или иные законы. В России действует статья 6.21 КоАП РФ, со странной с научной точки зрения формулировкой “пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних”. В ней написано, что “Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток” (выделено мной). Поэтому у меня есть убедительная просьба к подросткам, которые меня читают, – закрыть окно браузера с этим текстом, а тех, кому не нужно навязывание, – не читать дальше любым удобным вам способом. Тем более, что текст, в основном, обращен к коллегам – преподавателям и психологам, а также взрослым людям, которые в это как-то вовлечены. Под катом миминмум моих размышлений, в основном ссылки на события, источники и скупые комментарии.
Так вот я не сексолог и не политик, я психолог. У меня есть КоАП страны, в которой я живу. И есть профессиональный кодекс работы психолога, который предполагает, что
1. Психолог с равным уважением относится к людям вне зависимости от их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей и других оснований.
2. Беспристрастность психолога не допускает предвзятого отношения к Клиенту. Все действия Психолога относительно Клиента должны основываться на данных, полученных научными методами.
3. Психолог избегает деятельности, которая может привести к дискриминации Клиента по любым основаниям.
4. Психологу следует так организовать свою работу, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили вреда здоровью и социальному положению Клиента и связанных с ним лиц.
Это означает, что работая в России с подростками, испытывающими секскульное влечение к лицам своего пола и сообщившими мне об этом, мне придется выбирать, работать по КоАП или по этическому кодексу психолога. Потому что, если такой человек у меня спросит или попросит сослаться на источник, я должна буду ему дать информацию о том, что гомосексуальность – это ок, гомосексуальная ориентация – ок, что можно построить семью с человеком своего пола и она тоже будет ок, или не ок, но последнее не зависит от пола образовавших ее людей. Потому что есть исследования и заключения APA, потому что есть статьи сексологов, например И.С. Кона.
Увы, если в текущей обстановке я буду работать с подростком, его процессом идентификации и в результате он в меру своего разумения и свободы выбора решит, что он – гомосексуален, это приведет, хоть и косвенно, к его дискриминации и может ухудшить социальное положение. По крайней мере, если он захочет быть учителем, преподавателем или психологом. То есть закон, косвенно поддерживающий дискриминацию, еще и мешает мне работать, даже если я решусь следовать этическому кодексу психолога, платить штрафы и лишиться права работать по специальности.
Для тех, кто не в курсе, что происходит в РФ с момента начала обсуждения этой статьи и после ее принятия,я чуть-чуть расскажу. Например, увольняют учителей-геев.
В Хабаровске уволен Александр Ермошкин.
В магнитогорске уволилась, не выдержав напора травли, в сети и в реале, Ольга Бахаева.
В Санкт-Петербурге Екатерина Богач сохранила и работу, и позицию, но не всем так везет. Это только то, про что я знаю.
Достается не только представителям lgbt, но и тем, кто решается за них вступаться и пытается помочь. Сейчас идет травля преподавателя УрФУ Анны Гизуллиной. Она мать двоих детей и состоит в браке. Про ее ориентацию я ничего не знаю, но она осмелилась сказать, чем может быть опасен запрет пропаганды нетрадиционных отношений, а чем она – эта пропаганда – хороша.
Мне повезло. Я не работаю с подростками. Рассматривала такую работу как потенциальную зону профессионального роста, но теперь побаиваюсь. Аня Леонтьева все честно написала: “Профессионалы, чья специализация дальше от политической повестки, могут позволить себе не заметить этого давления. Однако «со мной этого не случится» — слабое упование, как показывают и социальная психология, и исторический опыт нашей страны. Если «полиция нравов» произвольно вмешивается деятельность специалистов, то научное развитие теряет логику, начинает буксовать, а профессиональная жизнь — распадаться. Привыкая к таким эпизодам, отдаляясь от «опасных» областей в «безопасные», постепенно совершенствуя самоцензуру — так профессиональное сообщество оказывается частью этого распада. Придерживаться принципов этики и научности, просвещать и выражать солидарность — как «бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте», не говоря о дальнейшем росте российской науки”.
Вообще, последствия для профессионального сообщества уже есть. Например, одна из экспертиз проекта “дети 404”, которая поражает воображение и создает впечатление, что я живу в антиутопии Рея Брэдбери. Лучше, чем Марина Сергеевна Егорова, не напишу – там научный разбор и самой экспертизы, и ее последствий.
Я не знаю, как работать в таких условиях с подростками учителям и психологам. Они сами часто не знают. Или знают, но это пугает. Вот цитаты из реальных обращений в “Дети 404” (по материалам в “Учительской газете“):

Аня, 15 лет, Тамбов
Два дня назад меня пригласили учителя в учительскую на большой перемене. Там была добрая половина учительского состава. Они настоятельно порекомендовали удалить мне страницу в соцсети. Вот несколько цитат из их речи:
«Как ты не понимаешь, что своими наклонностями позоришь школу?»
«Если уж так случилось, то помалкивай, не стоит грязное белье напоказ выставлять».
«И как мы теперь должны относиться к ученице с лесбийскими склонностями?»
«Фу, какой позор! Надеюсь, что никто еще не увидел, а то такая тень на репутации школы».
Я так растерялась, что не смогла ничего возразить. Немного поколебавшись, удалила страницу. Но теперь в школу ходить стало страшно. Мои одноклассники, зная о моей ориентации, теперь почувствовали поддержку учителей. Они начинают достаточно серьезно надо мной издеваться.

К., 15, Татарстан
Учительница биологии говорила, что «таких» убивать надо, что это неполноценные люди.
Учительница обществознания – о том, что «они» заразу передают. Всё это слушать нет сил.

Слышать все это и читать, действительно, нет сил. Тем больше вызывают уважение те, кто сохраняют в подобных условиях профессиональную позицию. Не хочется, чтобы когда-нибудь пришлось говорить “учителях 404” и “психологах 404”. Сам факт появления материла про “Детей 404” в “Учительской газете” уже радует.
Я не знаю, как помочь Анне Гизуллиной и Лене Климовой (создателю проекта “дети 404”). У меня нет связей в прессе, я не занимаю высоких постов, мое мнение вряд ли может быть авторитетным и я не умею писать психологические заключения для суда. Но у меня есть этот блог. Вдруг его читают люди, которые помогут. А еще я могу не молчать.
Ну а еще, если вы не знали, что Библия как первоисточник в психологическом заключении – такое бывает. И что за ориентацию увольняют – такое тоже бывает. И не полвека назад. И не в выдуманной книжке. И не где-то далеко. А вот прямо в ушедшем году. Такой вот принцип реальности. Можно ли ее как-то изменить?

P.S. Для примера пост из группы, якобы пропагандирующей что-то плохое и нетрадиционное
P.P.S. Важный юридический комментарий Ренаты Трубачевой

© 2015, Татьяна Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором