Полнедели прошло, как вернулась, но все никак не сяду записать про важное с интенсива. Всего 8 дней на берегу Волги в телесном осознавании и переосмыслении практики, а кажется, что прошел месяц. Это штука, с которой неминуемо сталкиваюсь в телесной работе и медитациях. Парадоксальный эффект. Я намеренно замедляюсь, чтобы заметить себя. Все делаю плавно и более спокойно. Но совершаю много больше и быстрее, чем раньше. И жизнь кажется плотнее и более наполненной событиями. Описывать ее становится сложнее, хотя замечать – проще.
Интенсив оказался долгожданным практикумом по телесной гештальт-терапии. Специализация прошла год назад. Что-то хорошо впиталось в практику, что-то масляной пленкой осталось на поверхности. И кто бы мог подумать, что все это потребуется в работе супервизора. Что телом помнится больше, чем влезло в конспекты. Коллеги бухтели про топорность вынужденной телесной работы и неудачных интервенций терапевтов – раз телесный интенсив, то все должно быть про тело. А я испытывала смущение и была тронута, когда узнавала в терапевтах себя. Сама же пару лет назад с удивлением обнаруживала, что в моей работе я присутствую телом и с этим телоЯ что-то происходит, и оно важное, часто важнее текста, который говорится в сессии. И с клиентом то же, но совсем по-другому. За это немного недолюбливаю скайп-терапию говорящих бюстов.
Наконец-то интенсив, в котором было достаточно времени для усвоения полученного. Лекции, которые происходят вечером, перед ужином и процессками. Как раз тогда, когда мой мозг достаточно разогнан для восприятия и генерации идей. Процесс-группа, которую в этот раз вела с Катей в очень разношерстной и от этого сбалансированной группе. Час тишины после дня работы, в который была возможность дозвучать всему, что тронуло в течение дня. Очень разные часы каждый день: то гулкие, то звонкие, то назойливые, а то и вовсе тихие. И очень верное решение: последняя ночь в Иволге и завтрак, когда много кто разъехался по домам. И было время на печаль, нежность и растерянность.
А еще я занималась йогой, гуляла, пела, складывала стихи и танцевала. Придумывала и творила всякое вместе с супервизорской группой. Все то, чему так мало даю времени в повседневной жизни. И в чем так хорошо и поддерживаются, и завершаются переживания.
На обратной дороге обсуждали с lugoveka послевкусие. Катя точно подметила, что возвращаемся без привычного интенсивного флера “измененного состояния сознания”. Думаю, это легко списать на опыт и супервизорскую позицию. Но больше похоже на то, что внимательность к телесному процессу, позволяет замечать себя очень разным. И тогда изменение есть. Наверное, оно даже охватывает все сознание. Но это всего лишь другая я после пережитого и усвоенного опыта. Конечно, измененное сознание, потому что 8 дней потихоньку я меняла себя. Замечая чуть больше, я делаю себя чуть больше. Следующее состояние будет измененным относительно этого, чувствительного.
Про мастерскую ещё. В мае с Тихоном Паскалем задумали терапевтическую группу, кажется про секс, но на самом деле про любовь, нежность и сексуальность. И на интенсиве попробовали работать вместе. Попросили сначала Льва, потом Катю сфотографировать нас для рекламных материалов. Хорошие получились фотографии: мужской и женский взгляд. А потом придумали и провели мастер-класс про прощание. Два раза прогоняли упражнение, до слез и печали. Удивительно, сколько людей решились работать с такой непростой темой. Наверное, это самая большая группа, которую я на данный момент вела (не считая поточных лекций). Заодно поняла про свою печаль, что она вовсе не ледяная, как я думала раньше. Наоборот, во многом питается остающимся теплом к человеку. И если найти в себе то место, где человек оставил след, печаль потихоньку рассеивается, оставляя место для тепла к другим людям и к себе. Правда, это отдельная работа.
А вообще, это лето на редкость щедрое на новые проекты. Часть додумывались на интенсиве, часть в последний момент перед отъездом. Так что в ближайшее время будет большое количество объявлений про группы. Все-таки потрясающий формат: каждый раз удивляюсь, насколько больше возможно с другими людьми, чем в одиночку. Переживание в слаженной рабочей группе мало с чем сравнится. Это как в кассу сказанный анекдот на завершающей процесске, после которого смех и перерыв на помолчать, луюбуясь луной перед мастер-классом.
А теперь благодарности: Льву Черняеву и Косте Логинову, которые приходили тренерами в супервизорскую группу и давали прекрасные поводы для цитат в капустниках; Оле Черняевой за идею расслабления как вызова человеческой природе; всем тренерам интенсива, особенно тем, кто читал лекции, и поддерживал дискуссии во время вопросов аудитории; Лене Ермаковой за выдержку в разрешении бытовых вопросов; Катюхе – заботливой соседке и котеру в процесске за надежное присутствие в моей жизни; и всем участникам нашей процесс-группы за взаимный интерес и искренность; Тане Клешковой, ее потрясающей соображалке и голосу, с которым так приятно звучать рядом; Тане Червяковой, которая готова поддержать любой кипеж, даже работу на излете 3 дня первой трехдневки; Серёже за первые пару дней суставной зарядки и отсроченные прояснения отношений; Ларисе и Ире – за девичьи посиделки с чаем (йау! не помню сколько дней без кофе!); всей супервизорской группе, в которой можно было пережить вообще все что угодно – и страх, и веселье, и стыд, и отвращение, и азарт, и злость, и даже шашлыки; Тихону за неуемную энергию и вдохновенное сотворчество; Диме Орловскому – видимо, надо общаться чаще, чем раз в четыре года; Лене Ситниковой – за то, какая ты разная, впечатлительная и впечатляющая; выбравшим меня терапевтам – как же с вами было интересно! Да и всем-всем-всем, потому что наверняка кого-то сейчас не вспомнила, но это не значит, что забыла.
Еще в иллюстрациях к этой записи на psyvert использованы фотографии Кати Луговкиной, не только гештальт-терапевта, но фотохудожника. С цитатами из Льва и Оли Черняевых и Кости Логинова. На фейсбуке картинок не видно, но их можно посмотреть на катиной страничке или пройдя по ссылке в блог.
© 2017 – 2019, Татьяна Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором