Удивительно, что только сейчас попался на глаза фильм “Класс”. Тяжелый фильм сразу о двух феноменах: травле (буллинге) и “школьниках-стрелках”.
Травля показана в наиболее драматичные моменты – когда жертва уже выбрана и смирилась. Расстановку сил меняет пришедший в класс новичок, которому она не нравится и идея травли не близка. При этом создается очень правдоподобная картинка. Учителя не замечают происходящее до последнего момента. Жертвы скрывают, что что-то вообще не так. Родители проявляют мало участия или же делают это авторитарно и через насилие, усугубляя ситуацию. Участники и свидетели считают нормальным то, что происходит. Называют это “шуткой”. Редкие голоса против практически не слышны. В итоге складывается безвыходная картина, в чем-то напоминающая историю из книги Э. Руланна, о которой я недавно писала.
Со стрелком все еще более правдоподобно. Родители Йозефа крайне сдержанно и нелепо проявляют интерес к его жизни. При этом возникает сочетание безразличия с периодическими авторитарными попытками отца “вырастить из сына мужчину”. Безразличие+жестокость+проповедуемый мачизм – очень плохой коктейль в доме, где есть оружие и подросток умеет им пользоваться.
В фильме много сцен унижения и физического насилия. Страшный финал логичен и, безусловно, несёт моральную нагрузку, с которой очень не по себе оставаться на едине после завершения фильма. В этом смысле – это хороший материал, который можно использовать в педагогических целях.
У фильма есть продолжение – 7исерийный сериал “Класс: жизнь после”. В нем чуть больше про травму; про семьи, потерявшие ребенка; про вину выживших и пр. Сериал наследует размеренность повествования фильма, краски и хорошую работу с музыкой. Сам по себе является произведением искусства. При этом снимает часть тяжести, оставленной фильмом. Многократно показывая, что с этим можно жить.
Чуть более сдержанный ролик о том, что такое травля и как это бывает. В нем наконец-то добрый финал.
© 2015, Татьяна Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором