Почему все так плохо в образовании?

11-12_meredith4Стремительно приближается начало учебного года. У меня же он уже начался, потому что нужно готовиться к старым и новым курсам, которыми займусь со студентами в 2013-2014 году. Конечно, не обходится без рефлексии того, с чего я начинала 10 лет назад и к чему я пришла.
Увы, ситуация и ощущения в высшем образовании во многом схожи с тем, что описала Марина Балуева ([info]marina_baluyeva) в своем очерке “Почему наши дети учатся все хуже?“. Кто сейчас подпирает школу для своих детей или планирует связать свою жизнь с системой росскийского образования по какой-либо иной причине, обязательно загляните по ссылке. Автор описывает основные проблемы, возникающие в школе в результате реформирования. Её взгляд ясен и предвзят: Марина Балуева – учитель, поэтому излагает свою точку зрения со всеми положенными оговорками, подкрепленную многолетним преподавательским опытом. А ещё дает очень дельный совет: “…Дорогие родители, если Вы действительно озабочены образованием, воспитанием и здоровьем своих детей, определяя ребенка в школу, не обращайте внимание ни на техническое оснащение школы, ни на свежесть покраски стен, ни на величину списка учителей высшей категории. Обращайте внимание на состояние учителей: мчатся они по коридору или идут неторопливо, улыбаются открыто или несут хмуро-напряженную маску на лице, могут ли спокойно и внимательно выслушать вас или есть ощущение неслышания, заготовленных шаблонных ответов?” Остальные выводы читатель сделает сам.
Увы, все описанные проблемы, наблюдаю или слышу от своих коллег по высшему образованию:
– все возрастающий объем отчетности и другой бумажной работы, затмевающий взгляд на учебный процесс,
– управление управленцами, которые не понимают специфики процесса, которым управляют,
– неграмотное расходование человеческого ресурса: при чем это касается и времени преподавателя, и заботы о нем (например, есть ли меры по профилактике выгорания в российских школах? а вузах?),
– в целом дегуманизация образования и наращивание бюрократического аппарата.
Финальный вывод обнадеживает и тревожит одновременно: “Только трезвый взгляд на реальность, только духовная стойкость и личное сопротивление каждого, кому небезразличны дети России и наше ближайшее будущее, могут защитить от надвигающегося мрака”. Я не склонна рассматривать потенциальное будущее образование в РФ как мрак, тем более, кромешный, но серьезно задумалась, что лично я могу здесь сделать. Снова задумалась.

© 2013, Татьяна Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором