Круглый стол «Психологическое консультирование онлайн: особенности и проблемы»

В пятницу на платформе Шанинки пообщалась с коллегами про перспективы и проблемы психологической помощи онлайн. Евгений Борисович Моргунов подобрал спикеров от разных направлений. Галина Лайшева представляла когнитивно-поведенческую терапию, системную семейную психотерапию, а также делилась взглядом клинического психолога. Марианна Ярвела рассказывала про онлайн психоанализ. Вячеслав Москвичев говорил про нарративную практику. Спойлер: оказывается, во всех перечисленных подходах онлайн работает; где-то есть преимущества, где-то ограничения; часть их определяется особенностями психолога и особенностями клиента.


https://www.youtube.com/live/nQW6qYrxkz0?feature=share

Пока готовилась к круглому столу обнаружила огромное количество исследований онлайн-психотерапии в психодинамическом подходе, КПТ и разных других. Удивило меня две вещи:
1. Обучение психодинамическому подходу онлайн возможно и сместилось в онлайн не в 2020 году. В 2005 году China American Psychoanalytic Alliance (CAPA) организовал программу, в которой китайский аналитики получали образование по видео-связи, в т.ч. проходили личных психоанализ и супервизию. Книга Шарфа “Психоанализ онлайн” к началу пандемии (2013, 2015, 2017, 2018) пережила уже 4 переиздания Что случилось, так это то, что в 2020 об этом стали говорить больше и спорить. И аналитики стали больше писать, что онлайн возможны и перенос, и контрперенос, в том числе в телесном отклике; что переход в онлайн иногда даже способствуют проработке негативного переноса клиента. (См. например John Merchant. Working online due to the COVID‐19 pandemic: a research and literature review. J Anal Psychol. 2021 Jun; 66(3): 484–505)
2. Всё работает не так, как мы могли бы предположить интуитивно. Например, в русскоязычном пространстве я слышала мнение, что онлайн возможно консультирование, но никакой глубинной психотерапии и тем более психотерапии травмы. По исследованиям выяснилось, что травма чуть ли не лучше исцеляется онлайн, а иногда и вовсе даже в текстовой терапии на форумах (см. McCord, C., Saenz, J., Armstrong, T. & Elliott, T. (2015). ‘Training the next generation of counseling psychologists in the practice of telepsychology’. Counselling Psychology Quarterly, 28, 3, 324–44). Клиенты с дисморфофобией, РПП, повышенной социальной тревожностью и социофобией, могут получить существенное преимущество в работе онлайн. Про людей с ПРЛ, в т.ч. с суицидальными рисками, тоже все оказалось не так однозначно, как мы себе фантазировали. И телесный отклик в работе онлайн присутствует, некоторыми людьми он субъективно переживается даже как более интенсивный (см. Enara García, Ezequiel A Di Paolo, Hanne De Jaegher. Embodiment in online psychotherapy: A qualitative study. Psychol Psychother, 2022 Mar;95(1):191-211).
В общем, ждем новых исследований. И продолжаем обсуждать и искать новые формы в работе онлайн.

© 2023, Татьяна Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором