Общая психология ч.2 Потребности, мотивация, эмоции, воля. Для бакалавров АСОУ 2014-2015 уч. год

Aili Vint. Stone in Coastal Water 2000

Aili Vint. Stone in Coastal Water 2000

Письмо студенту-первокурснику

В этом году я снова работаю путеводителем по миру общей психологии. Мне досталась моя любимая область – про то, почему и как внутренние смутные движения то ли в теле, то ли в душе превращаются в явную жизнь, действия, деятельности и их продукты. Иногда этот процесс очевиден, ясен и ярок. Как тихое море, в котором видно каменное дно и снующих туда-сюда работы. А иногда совершенно скрытый. Как темнота в глубинах океана, из которой, как кажется, иногда рождаются цунами. Или это ветер двигает водные громадины?

В общем, ясное дело, что дело темное. Весь третий модуль буду помогать с освещением. Задача минимум для каждого студента – разобраться в своей мотивации, чуть-чуть начать ею управлять, при этом опираясь на научный язык и результаты исследований. Задача максимум – усвоить в общих чертах то, что уже придумано и исследовано в психологии на этот счет, а также наметить план, куда бы можно было двинуться в собственных исследованиях.

Помимо меня, живого путеводителя, вам потребуется путеводитель бумажный или электронный – программа по общей психологии ч.2 (кликайте по ссылке). В ней самое важное – карта самостоятельной работы (раздел 8.1), в которой очень подробно расписано, что и когда делать, чтобы освоить курс.

Чтобы наблюдать за своми результатами в режиме real-time, а также посмотреть, в какой из дней пройдет тот или иной семинар, вы можете через почту попросить у меня ссылку на онлайн ведомость. Для этого напишите письмо на tatyana.lapshina@gmail.com и объясните, чего вы хотите. На этот же почтовый ящик стоит присылать ваши домашние задания.

Вы можете задавать вопросы, касающиеся курса в комментариях к этой записи (если считаете, что это может быть интересно вашим сокурсникам, а не только вам) или же по почте.

Позже здесь будут появляться материалы лекций. А в комментариях – важные новости по курсу.

Удачного всем модуля!

update 12.02 Начинаю выкладывать иллюстрации к лекциям.
Каждая лекция будет представлена архивом, со спрятанным в него файлом .pptx. Для создания архивов я использую архиватор 7-zip, который распространяется бесплатно. И он точно сможет открыть скачанные с psyvert.ru файлы. Для разархивирования наобходим пароль. Спрашивайте у ваших одногруппников и меня.

Лекция 1. Введение в психологию потребностей, мотивов, эмоций и воли.
Лекция 2. Развитие потребностей. Уровни потребностной сферы. Субъективная представленность потребностей.
Лекция 3-4. Мотивация деятельности.
Лекция 5-6. Зарубежные теории мотивации.
Лекция 7. Теория социального научения, когнитивная психология и теория деятельности.
Лекция 8-9. Эмпирические и экспериментальные исследования мотивации.
Лекция 10-11. Эмоциональные явления. Основные проблемы психологии эмоциональных явлений.
Лекция 12. Зарубежные теории эмоций.
Лекция 13. Отечественные теории эмоций
Лекция 14. Эмпирические и экспериментальные исследования эмоций
Лекция 15-16. Волевая регуляция деятельности

!Материалы, приведенные в данном разделе, защищены законом об авторском праве. Они предназначены для ознакомления студентов АСОУ и не могут воспроизводиться в какой бы то ни было форме для иных целей без разрешения указанных авторов и правообладателей!

© 2015, Татьяна Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором

  • Коллеги, есть возможность получить дополнительные баллы.
    24 марта у нас в академии будет проходить семинар “Цитировать или не цитировать?”. И нам нужны примеры удачных и неудачных цитат в научных работах. Удачных и не удачных с эстетической точки зрения (делают текст красивым или не красивым), логической точки зрения (подчеркивающие или скрывающие логику автора), а также цитат-фейков, то есть подложных, непроверенных цитат. Каждый, кто оставит в комментариях пару из удачной и неудачной цитаты в научной литературе о мотивации и эмоциях и сможет объяснить, чем они хороши или плохи здесь же, – получит балл за дополнительную активность (сколько пар – столько баллов, но не более четырех). Не забывайте, что, как свита короля, цитату делает контекст. Поэтому не стесняйтесь приводить большие куски текста, но при этом обязательно указывайте источник. Удачи!

    P.S. Картинка утащена с сайта ProШКОЛУ

  • Коллеги, если вы участвовали в исследовании, но пока что не получили от меня результатов обработки данных, необходимых для выполнения задания 20, напишите мне на почту tatyana.lapshina@gmail.com с просьбой выслать результаты.

  • Обновленные вопросы к контрольной работе №2.
    Теоретические вопросы
    1. Учение об эмоциях В. Вундта.
    2. Понимание эмоций в психоанализе (З. и А. Фрейд).
    3. Экзистенциально-аналитический подход к
    эмоциональности (Ж.-П. Сартр, А. Лэнгле).
    4. Мотивационная теория эмоций Р.У. Липера.
    5. Когнитивные теории эмоций.
    6. Теория эмоций в гештальт-психологии и
    гештальт-терапии.
    7. Б. Спиноза об аффектах.
    8. Учение о страстях Р. Декарта.
    9. Психология переживания Ф.Е. Василюка.
    10. Представления С. Л. Рубинштейна об эмоциях.
    11. Представления об эмоциях А. Н. Леонтьева.
    12. Психологическая типология К.-Г. Юнга и роль эмоциональности в ней.
    13. Информационная теория эмоций П.В. Симонова.
    14. Эмоция как ценность в работах Б.И. Додонова.
    15. Место эмоций в теории функциональных систем П.К.
    Анохина
    16. Роль смысла в аффективной сфере в работах
    Д.А.Леонтьева
    17. Полемика периферической и центральной теории
    эмоций.
    18. Представление об эмоциях в необихевиоризме.
    19. Нейро-культурная теория эмоций.
    Исследовательские вопросы
    1.Какие теории и исследования агрессии вы знаете?
    2. Какие вы знаете функции эмоций? Приведите
    примеры.
    3. Каким образом эмоции участвуют в процессе отражения
    мира? Опишите основные функции, входящие в состав функции оценки.
    Приведите примеры.
    4. Каким образом эмоции участвуют в построении и
    регуляции деятельности? Опишите основные функции, входящие в состав
    функции регуляции деятельности. Приведите примеры.
    5. Каким образом эмоции участвуют в коммуникации? На
    каком уровне возможна эмоциональная коммуникация? Приведите примеры.
    6. Какие вы знаете классификации эмоций? На какие
    критерии они опираются?
    7. Как связаны эмоции и когнитивные процессы?
    8. Как связаны эмоции и мотивация?
    9. Что такое радость и счастье? Какие исследования в
    рамках позитивной психологии вы знаете?
    10. Печаль и горе. Что вы знаете о синдроме острого
    горя? Как описывают печаль и меланхолию психологи?
    11. Тревога и тревожность. Чем отличается состояние
    тревоги от тревожности как личностной диспозиции? Какие исследования в
    данной области вы знаете.
    12. Теории стресса. Вреден стресс или полезен?
    Подтвердите ваше мнение описанием исследований.
    13. Что такое фрустрация? В результате чего возникает и
    как её преодолеть?
    14. Какие исследования выражений эмоций вы знаете?
    Опишите их и выводы авторов. Оцените корректность выводов.
    15. Каким образом различные авторы решают
    психофизическую проблему в отношении эмоций?
    16. Исследования эмоций в гештальт-психологии (школа К.
    Левина).
    17. Физиология эмоций. Теории, исследования, выводы
    18. Экспериментальные подтверждения и критика периферической теории эмоций.
    19. Экспериментальные подтверждения центральной теории
    эмоций.