Признайтесь, многие об этом мечтают, едва переступив порог вуза. Как через четыре-пять лет вы выйдите навстречу комиссии, расскажете о результатах пяти лет (а на самом деле пары дней) ваших трудов. А они разведут руками и скажут: “Из всех требований к выпускной квалификационной работе данный экземпляр соответствует лишь одному – у него есть автор. Хотя заключение системы антиплагиат и ставит этот пункт под сомнение. Описание результатов и представленный доклад проявили в полной мере некомпетентность автора как молодого специалиста своей профессии. Кроме того, автора сложно заподозрить в наличиии здравого смысла или хотя бы совести. Комиссия рекомендует никогда и никому не показывать результаты исследования, чтобы беречь психику научных работников и преподавателей. Даже с учетом всех достоинств работы, состоящих главным образом в смелости автора явиться на защиту и предъявить коллегами плод собственного творчества, и множественных недостатков работы, мы оцениваем ее на 59 баллов. Комиссия постановила в качестве поощрительного приза вручить автору диплом лауреата конкурса худших студенческих научных работ, а также справку о прослушанных курсах». 5 лет я наблюдала систему высшего образования как студент и еще 12 как преподаватель и вынуждена признать, что не смотря на страстное желание и даже робкие попытки достичь подобного результата, лишь единицы студентов способны на это. Секрет успеха кроется в достижении единства с внутренним саботажником.
Внутренним саботажником называют ту часть личности, которая изо всех сил мешает человеку завершать дела вовремя, приступать к ним с азартом и, в конечном счете, надежно страхует от чрезмерной успешности. Саботажник отрастает постепенно. Часто сначала по человеку и не скажешь, что в нем растет саботажник. Но чем дольше человек успешен, тем толще становится его субличность-неудачник. И рано или поздно ее действия становятся заметны. Особенно ярко это бывает видно у отличников, которые чрезвычайно хороши в школе, а потом приходит саботажник и говорит: «Баста! Теперь пора провалиться. Соверши первый в своей жизни смелый поступок, покажи себя людям таким, каков ты есть – завали этот экзамен!».
В угоду внутреннему саботажнику пишу этот текст, чтобы мои читатели-студенты высших учебных заведений, отрастившие достаточного саботажника к последнему курсу, могли бы собраться с силами и, наконец, провалить одно из важных аттестационных мероприятий в вузе – защиту выпускной квалификационной работы.
Надо сказать, что если вы неплохо учились до последнего курса, провалить диплом достаточно сложно. Поэтому я рекомендую планомерную работу все годы, что вы учитесь в вузе. Для этого придется пропустить все занятия по дисциплинам, связанным с методологией науки, экспериментальными планами в вашей области знаний, математической статистике и пр. Если все сделаете правильно, вас ожидает дзен. К четвертому курсу вопрос: «Какими методами проверяется гипотеза о взаимосвязи?» будет производить на вас то же впечатление, что и задача про хлопок одной ладонью. Но даже если вы не подготовились заранее, а мысль завалить диплом закралась в вашу голову лишь на последнем курсе, вам помогут пять простых советов.
- 1. Основательно подойдите к выбору научного руководителя и формулировке темы. Тема должна быть как можно менее понятной и интересной вам лично. Я рекомендую выбирать тему по принципу «где я меньше всего слов знаю». Для закрепления эффекта через полгода тему можно будет кардинально поменять на ту, в формулировке которой еще меньше знакомых слов. До защиты старайтесь как можно реже произносить эти непонятные слова вслух, чтобы сохранить шанс оговорок в день защиты диплома.
Научного руководителя стоит выбирать из тех преподавателей, на занятиях которых вы ни разу не бывали: либо вы прогуляли целиком эту скукотищу, либо выбирали другие спецкурсы. Это гарантирует вам идеальный климат межличностных отношений: циклон скуки с одной стороны встретится с антициклоном раздражения с другой.
- 2. Выбрав тему и руководителя, не торопитесь сообщать об этом, куда бы то ни было. Конечно, деканат и учебная часть будут напоминать вам, что пора бы написать или подписать заявление, но вы-то знаете, что ваш научный руководитель – чрезвычайно занятой человек. Зачем его лишний раз отвлекать от крайне важной работы вашим заявлением, индивидуальным заданием и прочими формальными мелочами?! Скрываясь от деканата и научного руководителя с должным упорством, вы сможете уже в самом начале работы отнять у вашего диплома 2-3 месяца жизни. А в некоторых вузах этот срок можно довести до полугода.
- 3. Когда деканат все-таки сломит вашу волю, и вы впервые встретитесь с научным руководителем, старайтесь выглядеть умным, понимающим и самостоятельным. Не спрашивайте у него ничего ни об этапах подготовки дипломной работы, ни о ее структуре, ни о теме. Самое важное, что вы должны сказать научному руководителю на первой встрече: «Я буду писать у вас диплом» и «Дайте что-нибудь почитать по этой теме». При этом важно случайно не сказать что-нибудь еще. На все вопросы научного руководителя старайтесь отвечать как можно более расплывчато. И главное – кивайте и приоткрывайте рот, будто повторяете его слова про себя. Таким образом, вы произведете впечатление разумного и осведомленного студента, которому не требуется внимание научрука.
После первой встречи пересечений с научруком стоит избегать. Увидев его в коридоре вуза, прячьтесь за спинами сокурсников. Если он все еще ведет у вас какие-то занятия или читает установочную лекцию к государственным экзаменам – прогуляйте. Если встретите на улице – перейдите на другую сторону. Когда особо въедливый научный руководитель начнет вас искать, не берите трубку телефона, не отвечайте на письма, а еще лучше – смените телефон и забудьте пароль от почты. Кстати, это хороший способ избежать устройства на работу и интереса рекрутеров, когда вы решите провалить трудоустройство. Если вы все-таки отвечаете на и-мейлы, делайте это с небольшими перерывами. Можно начать с ответа через пару дней, а ближе к защите довести разрыв между письмом и ответом до недели или даже полумесяца. И, отвечая, стирайте историю переписки – не оскорбляйте столь уважаемого человека сомнениями в его способности удержать в голове контекст онлайн беседы, продолжающейся год.
- 4. Если вдруг вы честно не встречались с научным руководителем или делали это крайне редко, но каким-то чудом все-таки вы смогли провести исследование, теоретическое или эмпирическое, ни в коем случае никому об этом не говорите. Тем более, не пишите никаких тезисов на конференции, не делайте никаких докладов и даже друзьям не рассказывайте! Не показывайте данные научному руководителю – не отвлекайте ценного сотрудника от его важных дел, ваша дипломная работа должна быть написана от и до самостоятельно! И самое главное – если есть такая возможность, избегайте предзащит! Вместо этого каждый день проводите, рассматривая цифры и графики, думая, что же делать с ними дальше и как их превратить в дипломную работу. В одиночестве! Последнее особенно важно, потому что стоит вам оказаться среди сокурсников или старших коллег, они развеют весь дзен своими дурацкими подсказками и гениальными идеями.
- 5. Не соблюдайте дедлайны! Во-первых, и без того полно времени: полгода-год – это целая жизнь (особенно, если вы – землеройка). Во-вторых, молодая кровь бурлив в ваших венах. Уж вы-то найдете, чем заняться вместо того, чтобы писать диплом к определенной дате. Если к пятому курсу вы не обзавелись работой с ненормированным рабочим днем, поиграйте в компьютерные игры, початьтесь с друзьями или поезжайте на спортивные соревнования. В конце концов, дедлайн – всего лишь формальность, придуманная занудами. Неужели рецензенты читают работы 10 рабочих дней?! Чего там читать-то? А уж научному руководителю тем более незачем видеть ваш опус – вдруг предложит что-нибудь исправить и придется снова жевать все те же абзацы. На моей памяти высшим пилотажем была сдача работы научному руководителю и рецензенту одновременно за 6 часов до начала защиты (в 4 часа утра в ночь с воскресенья на понедельник).
Итак, подведем итог. Скучная тема, оттягивание формальностей с документами, избегание встреч с научным руководителем, сокрытие результатов вашей деятельности и игнорирование дедлайнов помогут вам написать достаточно слабый диплом, который продемонстрирует не только вашу профессиональную некомпетентность, но также дефицит развития рефлексии и других функций в составе саморегуляции.
Но все это не поможет, если вы сделаете блистательный доклад в день защиты, поэтому:
- 1. Не готовьте презентацию и раздаточный материал.
- 2. Если все-таки готовите презентацию, вставьте как можно больше текста мелким шрифтом и огромных таблиц. Избегайте использования схем, диаграмм и графиков. Зато фоном слайдов должно быть тематическое изображение со множеством мелких деталей.
- 3. Зачем писать текст доклада? Импровизируйте. Чтобы поддержать импровизацию за неделю до выступления сократите сон до 5 часов в сутки, а бодрствование поддерживайте при помощи кофе или энергетиков, или кофе с энергетиками.
- 4. Если все-таки написали текст, читайте его по бумажке, медленно, с ошибками и по слогам.
- 5. Игнорируйте регламент. В этом вам поможет отсутствие репетиций. Помните: затягивая доклад, вы лишаете комиссию возможности задать вам вопросы. А значит, вы не сможете спасти ваш диплом, случайно разумно ответив на вопрос. Ну и комиссия останется при своих вопросах и в смешанных чувствах от остановленных действий.
Если вы следовали всем перечисленным советам и ваш балл за диплом все равно выше 60, можно сделать вывод: либо вас очень любят, либо вы получили выдающийся результат. Если последнее верно, оформите результаты в статью, и ее возьмут в рецензируемый журнал. Возможно, вы даже выиграете с нею конкурс молодых ученых. Но тогда придется идти в магистратуру или аспирантуру и уж там-то вам точно удастся завалить защиту диссертации!
© 2015 – 2019, Татьяна Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором