Почему так много теорий развития?


1 августа было 4 месяца моему отпуску по уходу за ребенком, а самом ребенку 9 августа исполнилось 3 месяца. Наблюдаю за малышом, который не похож ни на что и ни на кого в моей жизни и думаю крамольную мысль.
У нас всех есть младенческий опыт, но никто его не помнит. В том смысле, что в эпизодической и семантической памяти нет следов этого периода. Сами младенцы не могут рассказать нам, каково им. Поэтому всё, что мы знаем о довербальном периоде психики, придумано (спроецировано) по мотивам наблюдений на основе нашего более старшего опыта. Понятно, как можно было нафантазировать про эротический компонент сосания груди младенцем. Постанывания, причмокивания, объятия с грудью в опыте взрослых людей конца 19 начала 20 века могло быть исключительно в сексуальном контексте. А как ещё-то?
Такой вот парадокс. Как тот, что сновидение является продуктом бодрствующего сознания.
Это удручающе с точки зрения науки. И очень правильно с точки зрения человеческого развития: в этом и состоит задача заботящихся взрослых – научиться из своего опыта извлекать удачные интерпретации потребностей новорожденного человечка. Чтобы он потом научился этому у нас.
И поскольку опыт взсролых в разные эпохи сильно отличается, то и теории, которые мы строим на основании наших проекций, – тоже. А предыдущие теории теряют описательную силу.
Но это тоже теория :Р

© 2024, Татьяна Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором