Neurocinematics, или почему так популярен horror

Карл Мартинс* Очевидно, психофизиологические исследования обогащают не только смежные дисциплины: психологию, неврологию, психиатрию и др., – но и словарный запас. По крайней мере англоязычного мира. Сегодня на wordspy – агрегаторе неологизмов, появилось новое слово –neurocinematics (neuro-cinematics сущ., neurocinematic прил., neurocinema сущ.). Полагаю, наилучшим переводом на русский может стать – нейрокинематограф или нейрокино. Новое существительное обозначает неврологическое исследование психического состояния человека и его реакций в процессе просмотра кинофильмов разных жанров.
В качестве примеров использования wordspy приводит следующие цитаты:

Профессор психологии Принстонского университета Uri Hasson предложил использовать новый термин “neurocinematics”, опираясь на свои исследования с применением ЯМР. Согласно его данным, определенные жанры (ужасы, экшн, научная фантастика) вызывают у зрителя повышенную активность в области миндалины – отделе мозга, который реализует реакции отвращения, гнева, страсти и страха. Hasson утверждает, что производители фильмов ужасов, создавая наилучшую стимуляцию для миндалины, могут контролировать мозг зрителей, таким образом вызывая у аудитории кайф, что приводит к успеху ленты в прокате.
—Kevin Randall, “Rise of Neurocinema: How Hollywood Studios Harness Your Brainwaves to Win Oscars,” Fast Company, February 25, 2011, пер. мой

Следуя за логикой автора, можно предположить, что режиссеры, учитывая в своей работе данные о функционирования мозга, могут создавать фильмы, которые станут для нас не менее желанны, чем наркотики для наркоманов.
Следуя по ссылке, можно встретить другие варианты употребления слова “neurocinematics”. Похоже, мы имеем дело с развитием нового направления исследований нервной системы, которое изучает эффекты различной кинопродукции или, например, компьютерных игр на мозг, с целью их совершенствования. Если быть ещё более точной, отрасль существует давно, но, похоже, все более частое употребление термина говорит об определенном уровне её развития, как серьезной отрасли neuroscience.

*Для иллюстрации использован кадр из телесериала “Остаться в живых”, где один из героев – Карл Мартин – подвергается пыткам в виде многочасового просмотра видео-ролика. Карлу демонстрируют часто сменяющие друг друга кадры насилия и радости, а также бессмысленную стимуляцию цветовыми паттернами. Многие отмечают, что эта сцена является визуальной цитатой кинофильма Стэнли Кубрика “Заводной апельсин“. В обоих фильмах ученые пытались повлиять на психическое состояние, используя определенный видеоряд.

© 2011, Tatiana Lapshina. All rights reserved.