Было бы нечестно просить вас поделиться историями про деревья, скрывая свои. Давайте расскажу вам трижды, а то и четырежды поучительную историю про багульник.
Где-то на третьем курсе психологического факультета пришло время осваивать вторую квалификацию в дипломе – преподаватель психологии. Начались педагогические предметы. И, с одной стороны, мне всегда казалось, что я проведу в образовании всю свою жизнь, поэтому было интересно, что по этому поводу думает наука. С другой – преподавалось все криво и косо, совсем не так как преподавалось преподавать. Одним из первых заданий по курсу было описать реальную ситуацию воспитания на личном опыте. Было обещано, что работы эти сугубо для оценки, никто, кроме преподавателя, их читать не будет. Своих детей у меня не было, поэтому пришлось обратиться к материалу собственного детства. Рассказать трогательную историю симпатичной пожилой преподавательнице было не жалко. История такая (собственно, такую историю я и сдала, слово в слово, стилистика, орфография и пунктуация меня времен начала двухтысячных).
Ситуация, которую я собираюсь описывать, на первый взгляд может показаться далёкой от воспитания, а уж тем более, от обучения. Тем не менее, та роль, которую она сыграла в моей жизни, не позволяет мне упустить шанс поведать о ней кому-нибудь из профессионалов в воспитании. Прошу так же заметить, что ранний возраст и значимость, описываемого события, безусловно, могли привести к искажению моих воспоминаний.
Насколько я помню, тогда мне было около 6 лет. В связи со своей болезненностью и проблемами, возникшими к тому дню в социальной сфере нашей страны, у моих родителей не было возможности устроить меня в старшую группу детского сада, как и в любую другую. Большую часть времени я проводила дома с бабушками или гуляла с ними же в Ботаническом саду, по счастью, расположенном рядом с нашим домом. Именно поэтому, несмотря на то что я , коренной городской житель, не понимала всей ценности окружающей меня природы, зато хваталась за редкие моменты, которые проводила с отцом в том же самом парке, т.к. они удавались только в воскресенье, если он не был слишком занят. Кроме того, наш дом характеризовался отсутствием какой бы то ни было растительности и прочей живности (не считая тараканов, конечно).
Так вот, однажды зимой (в середине февраля) мой папа и я отправились в воскресенье гулять. Мы долго бродили по заснеженным тропинкам, то и дело увёртываясь от снега, падающего с деревьев. Я тогда спросила у папы, почему на нас падает снег, а не листья, на что папа ответил, что зимой все деревья спят, потому что им холодно, и у них нет времени на то, чтобы вырастить листья. А когда мы выходили к дороге из сада, папа показал мне киоск с растениями. Там было много разных зелёных листьев, возвышавшихся над горшками. Но папа купил какие-то облезлые прутики со свернувшимися в трубочки глянцевыми листочками. Я не поняла и даже расстроилась и обиделась на столько, что когда мы вернулись, мама спросила, не поссорились ли мы. Папа сказал, что не поссорились и поставил ветки в бутылку из-под кефира, сказав: «Смотри, что будет вечером! Только не трогай их руками!». Он сказал это настолько таинственно, что я стала пристально наблюдать за бутылкой с палками, ожидая какого-то подвоха. Листья развернулись. Около их оснований оказались белесовато-розовые пучочки чего-то очень нежного. Кажется, тогда я рисовала, что-то в альбоме красками, поэтому отвлеклась и не заметила, как на ветках появились цветы – самые красивые среди тех, какие я когда-либо видела в жизни. Их цвет был таким странным – ведь я не знала слова, чтобы его назвать. Я долго сидела наедине с этим чудом, пока не появился папа. Он ухмыльнулся чему-то своему в бороду и посмотрел сквозь меня, сквозь ветки багульника, сквозь окно куда-то так далеко, что даже изучая в седьмом классе ботанику я пыталась понять, что же может чувствовать человек глядя на такие прекрасные творения природы.
Эти цветы появились на голых ветках так быстро, что я поверила в то, что все деревья живые и когда бабушка на следующий день предложила мне оторвать шишку с карликовой сосны я сказала: «Ба! Ей же будет больно!».
Мама тогда же вечером назвала мне много-много новых цветов, которые я пыталась запомнить и смешать из красок, но того розово-сиреневого цвета, как на цветах багульника, у меня так и не получилось. Правда, любовь называть цвета разными словами (сколько оттенков может быть у зелёного, красного, синего!) и придумывать новые имена для них осталась со мной ещё надолго.
Честно говоря, я не знаю, было ли причиной, случившихся со мной изменений, что именно папа – такой значимый взрослый – поставил передо мной багульник, или, может быть, целостная картина изменяющейся природы, которая вдруг уложилась в несколько часов. В любом случае, в новой квартире я сделала маме первый подарок – горшок с декабристом. Это было первое растение в нашем доме, хотя теперь их столько, что не хватает подоконников. К сожалению, нередко я предпочитаю их общество обществу многих людей. Моей настольной книгой почему-то оказался справочник по фитотерапии. Кроме того, каждый год я старюсь купить багульник либо себе, либо родителям, либо друзьям. И, описывая ситуацию, я испытываю так много положительных эмоций, что буду улыбаться даже во сне!
На следующую после сдачи работы лекцию я немного опаздывала. Когда вошла, лектор что-то зачитывала с кафедры. Я до конца не сориентировалась, что именно, но удивилась повышенному вниманию сокурсников ко мне. Или все было наоборот: я уже поняла, что зачитывают именно мою работу, поэтому мне показалось, что на меня смотрят все вокруг и я сгорю со стыда. Потому что история, которую я была бы готова рассказать с глазу на глаз или написать в письме конкретному человеку, вдруг читали вслух на поток из 150 человек. Кажется, разбор и оценка, в целом, были лестные. Но доверие к преподавателям и психологам подорвалось на долгие годы. Так ситуация воспитания из детства повторно стала воспитательной и научила меня тому, что все, что написано, может быть прочитано кем-то ещё. И что, если пообещал хранить секрет, хорошо бы это делать – иначе другому будет так же мучительно яростно и стыдно, как было мне в тот момент. Сформированное доверие с учеником, клиентом или другим человеком важно беречь.
А в чем же четвертый урок? Четвертый урок в том, что даже если авторитет говорит, что нечто называется багульником, проверяй научные источники. Потому что никакой это не багульник, а рододендрон даурский. Того же семейства, но всё же. Вот так выглядит багульник болотный. Кстати, оба они ещё и ядовитые, так что лучше любоваться, а не жевать.
Пожалуйста, если у вас есть интересные истории про деревья, кустарники и прочие растения, поделитесь ими. Можно даже старые процитировать. Среди тех, кто делится, разыграю интересную колоду ассоциативных карт “Деревья и их корни”. Мой рассказ, конечно, не участвует.
https://vk.com/psyvert?z=photo-97436594_457240149%2Falbum-97436594_00%2Frev
© 2023, Татьяна Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором