Вернулась с ежегодной конференции МГИ с ворохом впечатлений. Много, что делала в первый раз: впервые вела процесс группу на конференции, впервые рекомендовала коллегу к вступлению в сообщество, впервые вела мастерскую с Таней Червяковой, впервые жила втроем в 8 корпусе в замечательной компании из двух Тань. А еще впервые в моей сумке и на мне не было джинсов. Совсем.
Уехала с благодарностью ко всем пространствам, где побывала. С грустью о том, что времени мало и в его рамках физически невозможно пообщаться с каждым, с кем хочется. С гордостью, потому что, оборачиваясь на свою первую конференцию в 2009 году, когда я приехала на один день, понимаю, как изменилась и как много сделала за это время. С четким пониманием того, что уже невозможно отрицать: среди гештальтистов много дорогих моему сердцу людей.
Из самых ярких впечатлений…
Круглый стол Марии Беликовой, Наташи Бочаровой и Елены Петрикиной «К психологу?! Никогда!». Поднятых тем целый ворох. Поняла, что о просвещении в области психологической работы и психотерапии говорить можно бесконечно долго, но дело это сложное. Во-первых, постоянно путаются продвижение и просвещение. Цели у них разные, хотя по форме действия могут выглядеть одинаково. Реклама и личное продвижение направлены на то, чтобы сформировать потребность у потребителя и привлечь внимание к конкретному специалисту, центру или направлению. Просвещение служит реализации личных амбиций психотерапевта по изменению мира к лучшему. Продвижение себя окупается, подкрепляется приходом новых клиентов. Просвещение, увы, не всегда. Зато поддерживается личным смыслом и ценностями терапевта. Иногда коллегиальным признанием. Тут возинкает во-вторых. Просвещение часто не только не подкрепляется, но и отходит на второй план по мере развития практики: больше клиентов – меньше времени на стороннюю деятельность. А деньги зарабатывать надо. В условиях ограниченного ресурса перед практиком, которому зачем-то важно проводить ликбез о своей профессии, встает выбор: чему и сколько ресурсов уделять. Думаю поэтому, просвещением от психотерапии больше занимаются либо неофиты разной степени восторженности и образованности, либо люди от практики потихоньку отходящие. Исключения редки и ценны. Ценным для меня в мастерской была легализация просветительского зуда. Ну и понимания, что как и со всеми другими зудами, механизмы остановки стандартные. Особенно много в связи с присутствием в публичном пространстве стыда, что коллеги или клиенты увидят меня мордой в салате, хоть в прямом, хоть в переносном смысле. При том, что с поправкой на личную включенность психотерапевта в работу, и продвижение, и просвещение предполагают доступной этой личности к обозрению.
Мастерская Полины Егоровой и Виктории Чал-Борю “О самозванстве”. Сходила подсмотреть у коллег фишечки в работе с любимой темой. В результате узнала кучу разных вещей о себе и на энергии после мастерской написала важное письмо. Ну и пару интересных идей утащила. Например, о наглости как полярности стыда. И отрадно, и печально было видеть, сколько оказалось самозванцев среди уважаемых мною коллег.
Мастерская Кости Логинова и Галины Каменецкой про биполярный опыт в работе гештальт-терапевта. С одной стороны, обновила свой взгляд на БАР и циклотимию. С другой, обсудила в кругу приятных людей собственный опыт депрессии, который все еще боюсь повторить. Ценной была идея про роль интроецирования в построении смены фазы циклов. Интроекта как способа разрешить внутренний конфликт в пользу подавления id или его раскачки.
Группа для ведущих процесс-групп оказалась совсем не страшной, а вовсе даже наоборот – теплой и ламповой. А еще на ней можно в большом кругу делать то, что обычно делала кулуарно и будто бы из-под тишка по отдельности с друзьями: обсуждать фигуры конференции, то, куда и откуда она движется, то, что нравится и что не нравится. Наконец-то поближе посмотрела на Диму Гладкова и Марину Тихомирову.
Наша с Таней процесска. С такими разными, но включенными участниками. И как же хорошо, когда группа живет без приключений!
Два вечера с гитарами в разных и пересекающихся компаниях были вовсе прекрасны. Бесценные ночные разговоры с Марией Беликовой, Таней Клешковой и Таней Червяковой.
Пред и пост-процесс группа за столом в столовой.
Для меня эта конференция была про близость, любовь и красоту и тонкий баланс между ними. Часто я очаровываюсь издалека этакой проективной красотой, и выбираю не приближаться, чтобы избежать разочарования и/или отвержения. Оказывается, если к другому приблизиться, можно разглядеть совсем другую красоту. В ней чуть меньше очарования и симметрии, но чуть больше работы, создающей хорошую форму для отношений. И если в первом случае много переживания восхищения, то во втором – тепла и любви. В общем, принцессы какают и именно за это их люблю. Еще отвержение и разочарование иногда случаются, но это вполне можно пережить. Спасибо Андрею Коренчуку, с которым пересеклась в последний день и смогла это для себя сформулировать.
P.S. Про концерт Ундервуда забыла! Мечта воплотилась совсем неожиданным образом. Обычно приходится выбирать между концертом и профессиональной жизнью, а тут все в одном месте. И не что-то, а Ундервуд. Правда, “Кровавую Мери” не спели. Ну и ладно. Я ее тут приложу.
© 2017 – 2022, Татьяна Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором