Автор рецензии – Татьяна Лапшина.
Впервые опубликовано на Флогистоне.
Сегодня в СМИ всё чаще можно услышать жаркие дискуссии о т.н. «сектах», «тоталитарных сектах» и «деструктивных культах». Этими понятиями жонглируют как политики, популярные телеведущие и религиозные деятели, так и учителя на уроках ОБЖ и домохозяйки. Тем не менее, сами понятия разработаны слабо. Так, объявив врагами номер один террористов и неоязчников, Российская Православная Церковь стала составлять список «неугодных» организаций, но попадающие в него общественные образования вовсе не всегда можно определить как «тоталитарные секты» или, по крайней мере, они попадают под определение ничуть не меньше, чем сама РПЦ. Сложно на первый взгляд понять, чем отличается борьба героини «Поющих в терновнике» за любимого мужчину, а потом и за сына, с католическим богом от слёз матерей, пытающихся вернуть детей в лоно семьи от Святителей Иеговы. В подобных вопросах мы всегда оказываемся в области конфликта свободы веры и права общества на обеспечение собственной безопасности. И к тому, и к другому удобно апеллировать, чтобы бороться с инакомыслием как деструктивным культам, так и государству, берущему на себя ответственность за здоровье, прежде всего психическое, своих граждан.
Немного пролить свет на современное положение проблемы может специальный выпуск «Журнала практического психолога». Более того, согласно принципу «предупреждён ergo вооружён», знания о методах «завлечения в западню» деструктивными культами должны помочь нам самим избежать вовлечения в подобные организации. Что даёт нам собственно религиозно-мистическая концепция, как оно построена и почему, несмотря на все научные достижения 20-21 вв. люди по-прежнему обращаются к религии — этому и другим вопросам посвящена работа Труднова «Имунная система» религиозно-мистической концепции. Более того, важно понять, что деструктивным культом может оказаться не только религиозная секта. Так, в статье Маргарет Талер Сингер и Джаньи Лалич «Культы среди нас» рассматриваются психотерапевтические культы. В качестве инструментария для определения степени насилия (в основном, психологического) в группе Чамберсом, Лангоуни и Малиноски предлагается шкала группового психологического насилия (ШГПН). В приложении к их докладу приведены пункты и ключи вопросника.
В рамках метапроблем новой области социальной психологии, посвященной деструктивным культам, наиболее интересными и информативными мне показались статьи самого Волкова, в которых сделана попытка разобраться с понятиями, а также с этической и правовой стороной вопроса, что наиболее ценно именно на сегодняшний день в нашей стране.
Но что бы ни говорили и ни думали о культах психологи-теоретики и даже психологи-практики, помогающие людям вырваться из лап культов, самое интересное, наглядное и информативное — это всегда отчёт очевидцев. В качестве такого живого свидетельства в номер включен очерк Роберта Пенни «Социальный контроль в сайентологии. Знакомство с методами завлечения в западню». Как и другие работы зарубежных авторов, приведенные в журнале, — на русском языке опубликован впервые. Может, это и не совсем стройное изложение заявленной темы, но даже оно позволяет увидеть абсурдность того, что происходит внутри деструктивных культов, незатейливых, но и парадоксальную силу методов реформирования мышления. А ведь именно с Дианетикой Хаббарда знакомы (как минимум визуально с красочной толстой книгой «Дианетика») многие из нас.
Содержание номера:
* Волков Е.Н. Ключевые принципы в обеспечении здорового и безопасного взаимодествия людей
* Маргарет Талер Сингер и Джанья Лалич. Культы среди нас
* Волков Е.Н. Психологическое (групповое и манипулятивное) насилие в социальном воздействии: признаки, критерии и конкретные проявления с точки зрения социального психолога
* Трунов Д.Г. “Имунная система” религиозно-мистической концепции
* Волков Е.Н. Проблема социально-психологической деструкции в деятельности авторитарно-манипулятивных групп как проблема национальной безопасности
* Чамберс У.В., Лангоуни М.Д., Малиноски П. Шкала группового психологического насилия
* Роберт Пенни. Социальный контроль в сайентологии. Знакомство с методами завлечения в западню
© 2005 – 2011, Татьяна Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором