Ого, почти год назад я выложила первый текст моих конспектов на полях по телесной гештальт-терапии! Год пролетел незаметно, но не прошел даром. Я потихоньку продолжаю разрабатывать сразу несколько тем и обсуждать их с коллегами. И теперь готова выложить текст про ресурсы и состояния с фокусом на телесных процессах. Когда-то раньше я уже писала текст про ресурсы. С тех пор мое представление о них видоизменилось. А вопрос остался тем же: что же такое ресурсы, о которых так много говорят духовные учителя, практики осознанности, психологи и психотерапевты?
Словари dic.academic.ru дают такое определение ресурсу – “количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат”. Если у меня достаточно ресурсов, то реши я заняться каким-то делом – у меня получится. Если не достаточно – придется или добыть ресурсы, или высок риск, что не выйдет. В широком смысле слова к ресурсам можно отнести все, что делает возможным решение жизненных задач.
Среди классификаций ресурсов распространено деление на внутренние и внешние относительно границ тела.
К внешним ресурсам можно отнести все, что находится за пределами моего тела. Это физическое пространство, разные предметы в нем и всяческие существа. Например, количество доступной еды – важный внешний ресурс. Если я планирую осуществить действия по утолению голода, важно, чтобы была еда. Неприятной особенностью внешних ресурсов является то, что они истощаемы и отчуждаемы: я могу их потерять, растратить, оказаться вдали от них, а другой может их взять. Зато некоторые из них можно копить и хранить, довольно долго не используя.
К внутренним (или телесным) ресурсам можно отнести все, что находится внутри моего тела. Это мои ткани, органы и системы органов, с их запасом прочности и состоянием. Например, то, сколько я смогу обходиться без внешнего ресурса еды, зависит в том числе от запасенных в теле питательных веществ. Внутренние ресурсы очень сложно передать другому (за исключением медицинских способов переливания крови или донорства органов – но для донора они будут внешними), поэтому мы склонны их переживать скорее как истощимые, чем как отчуждаемые. Не все из них возможно накопить, например, невозможно создать выспавшийся организм наперед. Те, которые можно накопить, – имеют срок годности. Пока я не нашла телесного ресурса, который хранился бы так же хорошо как деньги. Буду рада вашим предложениям-прежположениям на этот счёт.
Обычно к внутренним ресурсам также относят способности, знания, навыки, умения, черты характера и пр. привычки, а к внешним – отношения с миром и одушевленными и неодушевленными объектами в нем. Например, чтобы использовать еду для утоления голода мне нужно уметь отличать съедобное от несъедобного, обрабатывать еду – зубами или при помощи всяких внешних приспособлений; чтобы перевести деньги в еду, мне нужно уметь общаться, считать и пр. Я называю такие ресурсы мета-ресурсами или психическими ресурсами. Потому что их нельзя отнести ни к внешним ресурсам, так как они тесно связаны с состоянием нервной системы, ни к внутренним, так как они обеспечивают контакт с внешними объектами. Мета-ресурсы – это то, что необходимо мне, чтобы задействовать внешние и внутренние ресурсы, но не располагающееся ни вне, ни внутри моего тела. Например, у меня могут быть здоровые мышцы, но не быть умения направлять и управлять своим движением. И тогда задача повторить за учителем танцев какое-то движение будет сложно выполнимой.
Психика взрослого человека – это огромный набор мета-ресурсов, которые таковыми часто не воспринимаются, пока они не дают сбоя. Как например, с памятью. Люди редко воспринимают память как ресурс до тех пор, пока не столкнутся с ее ухудшением или резким ограничением.
Повторю эту мысль: мета-ресурсы делают внешние и внутренние ресурсы доступными к гибкому использованию, управлению и осознаванию. По мере взросления мы присваиваем внешние и внутренние ресурсы, развивая ресурсы психические. Учимся добывать себе еду, подбирать и надевать одежду по погоде и по статусу, обзаводиться нужными контактами. Учимся обращаться с собой телесным, наблюдать за своим состоянием и влиять на него.
Моя классификация ресурсов соотносится с принятым в гештальт-теории выделением трёх зон осознавания: внутренней, внешней и средней. Цитирую в пересказе Антона Ежова: “Внутренняя зона осознавания относится к субьективным феноменам человека, чаще всего их трудно наблюдать окружающим, это прежде всего телесные отклики: ощущения в теле, во внутренних органах, напряжение и расслабление мускулов, биение сердца, дыхание и т.д. … ”
Внешняя зона осознавания – “это осознавание контакта с окружающей нас действительностью. Эта зона прежде всего связана с функциями наших анализаторов, таких как: слух, зрение, речь, вкус, осязание, обоняние и движение, то есть все наши способы контакта с миром. Сюда так же входит наше поведение, речь и действия, то есть объективно наблюдаемые, внешне проявляющиеся феномены”.
“Средняя зона включает фантазии, мысли, убеждения, воспоминания и ожидания. К ней относятся все способы когнитивной переработки внутренних и внешних сигналов (из внутренней и внешней зоны соответственно). Одна из основных функций средней зоны – организовывать наш опыт так, чтобы возникало некое понимание – интеллектуальное и эмоциональное”.
В этом смысле оценка внешних ресурсов опирается на внешнюю зону осознавания, внутренних – внутреннюю, мета – среднюю. При этом сама оценка чего-либо как ресурса наблюдается в срединной зоне осознавания и является мета-ресурсом.
При работе в психотерапии мы вооржуены ресурсами всех категорий, но не можем напрямую воздействовать на внешние и внутренние ресурсы клиента. Психотерапевт не может устроить клиента(ку) на высокооплачиваемую работу или познакомить с его/её будущим мужем. Вся кухня работы разворачивается в области психических ресурсов. Есть ряд мета-ресурсов, которые мне кажутся необходимыми в работе телесного гештальт-терапевта, а также важными для поддержания комфортного уровня внешних и внутренних ресурсов взрослого человека:
1. Способность наблюдать за своим дыханием и умение регулировать его глубину, управлять продолжительностью вдоха и выдоха.
2. Способность замечать и регулировать опору: на землю, на разные предметы, на другого, на себя.
3. Способность чувствовать свой позвоночник, его строение, прочность и гибкость.
4. Способность чувствовать кости, их строение, твердость и прочность.
5. Способность чувствовать свои мышцы, направлять движения, регулировать вкладываемую силу, создавать “наполненное” движение.
6. Способность чувствовать телесную границу – кожу, прежде всего изнутри тела, а потом – откликаемость и отзывчивость кожи на внешний мир.
7. Способность переживать целостность “мешка из кожи с мышцами костями и этим всем”
8. Способность обнаружить (или создать – тут есть разные теории) центр тела, включаться в ситуацию, сохраняя контакт с ним, действовать из центра.
9. Способность телесно переживать эмоциональные состояния, то есть замечать как они проявляются в теле, не вмешиваясь, чтобы усиливать или ослаблять их.
10. Способность замечать свои мысли и то, как они меняются в зависимости от состояния перечисленных выше ресурсов.
Создание и поддержание названных психичских ресурсов создает специфическое переживание “живости”, “включенности” и “авторства” жизни.
Особенность мета-ресурсов состоит в том, что они неистощимы и неотчуждаемы, пока сохранен носитель – нейронные сети обеспечивающие обилие наших способностей. С одной небольшой поправкой. Помните первое определение ресурса? Количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности. Способность оценить то, насколько я справлюсь, – это тоже мета-ресурс. Для этой оценки используется массив данных обо всех остальных ресурсах, а также предыдущий опыт удач и провалов в достижении желаемого. Результат оценки может влиять на состояние органов и биохимию, т.е. внутренние ресурсы.
Здесь важно понимать различие между состоянием на уровне внутренних ресурсов: физическом состоянием тканей, органов и систем – и состоянием как мета-ресурсом: оценкой телесных возможностей и эмоциями. Ярким примером тут служит феномен выученной беспомощности, описанный Мартином Селигманом. Это психическое состояние, при котором живое существо не ощущает связи между усилиями и результатом, становится пассивным, переживает бессилие или апатию, теряет способность действовать.
Первые опыты проводились на животных, потом придумали более гуманные эксперименты, которые повторили результаты на людях. Цитирую в пересказе Дмитрия Алексеевича Леонтьева:
“Выделялись три группы подопытных животных, одна из которых была контрольной — с ней ничего не делали. Животные из двух других групп поодиночке помещались в специальную камеру. Она была устроена так, что через цельнометаллический пол подавались достаточно болезненные, хоть и не опасные для здоровья удары электрическим током (тогда не было активной агитации за защиту прав животных, поэтому эксперимент считался допустимым). Собаки из основной экспериментальной группы некоторое время находились в таком помещении. Они пытались каким-то образом избежать ударов, но это было невозможно.
Спустя определенное время собаки убеждались в безвыходности положения и переставали что-либо делать, просто забивались в угол и подвывали, когда получали очередной удар. После этого их переводили в другое помещение, которое было похоже на первое, но отличалось тем, что там можно было избежать удара током: отсек, где пол был изолирован, отделялся небольшим барьером. И те собаки, которые не были подвергнуты предварительной «обработке», довольно быстро находили решение. Остальные же не пытались что-то делать, несмотря на то что выход из ситуации был”.
На собаках из экспериментальной группы мы наблюдаем, что внешний ресурс есть (пространство без тока в полу), внутренний ресурс есть (опорно-двигательная и нервная система в порядке для перемещения в безопасное место, все тело в состоянии стресса но не того уровня, чтобы лишится возможности функционаировать), часть метаресурсов есть (умение всем этим пользоваться), а часть – работает странно (в голову не приходит идея перейти в соседнюю зону – вдруг там лучше, эмоционально переживается бессилие). Физическое положение вещей и психическое состояние драматически не совпадают. На языке популярной психологии такие ситуации описывают как потерю контакта с ресурсами. Бывают искажения и в обратную сторону. При раздражительном утомлении, когда внутренние ресурсы истощаются, внешние – не меняются или прибывают (много работал и заработал, и все успешно), система оценки ресурсов начинает сбоить и человек оказывается в состоянии готовом к маршброску, а не к отдыху, необходимому для восполнения внутренних ресурсов.
Как в таком случае прибывают мета-ресурсы? Когда я начинаю замечать связь между моими состояниями, действиями (вовне, внутри или в средней зоне) и их последствиями. Чтобы выйти из состояния выученной беспомощности собакам важно все-таки совершить действие, которое даст избавление от тока, и заметить, что оно привело к избавлению. В обыденной жизни перестроить систему оценки ресурсов помогает практика маленьких шагов и чествования их результатов. Пусть мне кажется, что я совсем не умею бегать, но эти сто метров я пробежала и справилась.
Часто в психотерапии, особенно если терапевт обладает большим количеством техник, позволяющих клиенту решать его задачи, использует эффектные эксперименты, клиент может решать задачи, не формируя мета-ресурсов. Терапевт с его знаниями и опытом становится внешним ресурсом и успешность жизни клиента связывается с прохождением психотерапии. Поэтому так важна поддержка осознавания в стиле “как ты это сделал”, “как ты будешь это делать без меня” с переживанием “я сделал”, “я теперь умею так” (поддержка постконтакта).
Любое деление ресурсов на категории условно (так же, как и деление осознавания на зоны). В какой момент еда превращается из внешнего ресурса во внутренний? В какой момент строение и состояние нервной сети создает психический ресурс памяти? В какой-момент мысль о бессмысленности всего происходящего превращается в гипоотклик мышц? Эта классификация всего лишь подсказывает нам, куда направить внимание, если вдруг задача не решается: что-то делать во внешней среде, как-то позаботиться о себе или приглядеться, что сейчас происходит в психике.
Чтобы задачи решались, важно наличие и внутренних, и внешних, и мета-ресурсов. Так, в семечке, казалось бы, все есть, чтобы родилось новое растение, но для развития нужны еще свет, определенная температура и влажность. Но никакой свет, температура и влажность не помогут, если в семечке что-то протухло и нарушилось или часть внутренних ресурсов отсутствует. Все типы ресурсов работают совместно и влияют друг на друга. Если все хорошо с ресурсами – цели достигаются и мы переживаем собственное могущество. Если что-то одно проседает, это придется компенсировать через другой ресурс, или же результат будет не достижим. Еще бывает так, что внешние и внутренние ресурсы истощаются быстрее, чем психические ресурсы позволяют это заметить, чтобы начать их восполнять и восстанавливать. Все это можно пережить, если начать замечать, как оно происходит и аккуратно менять.
Условным является и само понятие “ресурса”. Оно заимствовано из экономики (ресурсы как факторы производства) и не всегда работает в психологии. В случае с телесными и психическими ресурсами привычные представления о трате, обмене и передаче ресурсов скорее сбивают с толку, чем помогают. Потому что телесные и психические ресурсы являются процессами в большей степени, нежели объектами. Если я ем яблоко – оно кончается, если работаю мотыгой – она изнашивается. Но чем больше я использую навык бега, тем он сильнее и надежнее в качестве ресурса. А если я решу его припрятать и использовать пореже, он, наоборот, начнет истощаться.
И самое интересное: когда я говорю о состоянии как ресурсе внутреннем или психическом, я подбираюсь близко к самому мифологизируемому из понятий гештальт-терапии – “энергии”. Но это уже другая история.
Надеюсь, я решусь ее рассказать быстрее, чем через год 😉
При написании этой статьи я ссылаюсь на:
1. Определение ресурсов в словаре academic https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/111423
2. Описание трех зон осознавание Антона Ежова https://psy4psy.ru/awareness
3. Описание феномена выученной беспомощности Дмитрием Леонтьевым на постнауке https://postnauka.ru/faq/96814
И себя любимую:
1. Прошлый текст про ресурсы, в котором нет идеи мета-ресурсов, зато больше примеров https://psyvert.ru/psy/kto-takie-resursy-o-kotoryh-vse-govoryat/.
2. Тело Я. Часть 1. Про тело и душу https://psyvert.ru/meta/telo-ya-zametki-na-polyah-konspekta-po-telesnoj-geshtalt-terapii-1/
3. Тело-Я. Лирическое отступление 1. Про аутентичность и изменения https://psyvert.ru/psy/telo-ya-zametki-na-polyah-konspekta-po-telesnoj-geshtalt-terapii/https://pxhere.com/ru/photo/571406
Три строчки рекламы:
Я участвую в двух проектах, которые в том числе нацелены на развите и поддержание мета-ресурсов.
1. Интенсив “Телесная реальность” 17-25 августа https://gestalt.ru/intensive/intensiv-telesnaya-realnost/
2. Годовая терапевтическая “Группа для тех, кому трудно”
© 2019, Татьяна Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором