Продолжаю публиковать свою прошлогоднюю статью про вину в жизни и гештальт-терапии. Начало тут.
Цикл вины и ответственность
Одна из важных функций вины – восстановление отношений после причиненной боли или нарушенных договоренностей. Человек, осознающий свою вину, может пройти в отношениях по пути признания ущебра/принесения извинений, возмещения ущерба, получения прощения и принятия прощения. На каждом этапе происходит синхронизация в паре виноватый-пострадавший. Например, я разбила любимую чашку бабушки, вижу, как она плачет и причитает, и говорю: “Как печально, что я разбила твою чашку. Я виновата. Хочешь, я куплю тебе новую чашку? Прости меня, пожалуйста”. А бабушка отвечает со слезами на глазах: “Да, очень жаль, эта чашка важна для меня. Не надо новой, мне достаточно твоих извинений”, – или: “Нет, я совсем не расстроена из-за чашки”. В первом случае происходит синхронизация, во втором – цикл обрывается на этапе принесения извинений, причем со стороны бабушки. Вина является функцией отношений, поэтому обрыв может быть с любой стороны: отрицание ущерба (я не виноват/нечего извиняться), возмещения ущерба (нежелание что-то делать/отказ другому в возможности исправить ситуацию), прощения (я не верю, что меня простили, продолжаю исправлять/другой не прощает, все время поминает ущерб). Не все циклы вины могут быть завершены. Бывает непоправимый ущерб. У каждого есть вещи, которые невозможно простить. Но чем больше завершенных циклов вины человек проживает, тем легче переносится вина. У человека складывается опыт того, что вина – это эмоция в ситуациях, которые случаются, её можно пережить и иногда даже сохранить отношения, можно извиниться и быть прощенным. Если цикл прерывается на каком-то этапе, вина может затягиваться, становиться неизбывной, принимать токсичные формы. Чем больше оборванных циклов, тем сложнее сталкиваться с новой виной. Это приводит к тому, что вина маркируется как непереносимое чувство. Тогда огромное количество усилий тратится на то, чтобы вины не переживать. Так появляются безответственные и гиперответственные люди.
Под ответственность я понимаю переживание согласия с собственными совершаемыми действиями и готовности встречаться с их последствиями. Ущерб другому и переживаемая вина – одно из возможных последствий моих действий. Поэтому если вина непереносима и я стараюсь ее избежать, происходят искажения в области ответственности. Есть минимум два надежных способа избежать вины.
Первый способ – безответственность. Надо отказаться от авторства своих действий. Так развивается внешний локус контроля, когда мне кажется, что причина моих действий, побед и поражений, ошибок и успехов лежит не во мне, а в других. “Не виноватая я, он сам пришел”. В жизни это может выглядеть не так карикатурно, как в “Бриллиантовой руке”, а проявляться в пассивности, безинициативности, проживании “не своей жизни” [11]. Также можно признавать свои действия, но отрицать ущерб до последнего, что является, пожалуй, самым разрушительным для отношений сценарием.
Второй способ – гиперответственность. Можно стать чрезвычайно дотошным, аккуратным и исполнительным, чтобы никого никогда не задеть. Для того, чтобы знать, где и как именно быть дотошным, аккуратным и исполнительным, приходится прокручивать в голове сценарии, в которых я виноват, а в реальности избегать их реализации. В этих сценариях я все равно проживаю вину, изолируя ее из отношений в моем воображении, и множу незавершенные циклы. Такая жизнь требует больших усилий, потому что вместе с виной я изымаю из отношений ответственность другого: указать мне, что что-то идет не так, быть открытым в своей уязвимости, создавать нашу совместность. Гиперответственным людям приходится делать домашние задания за детей, переделывать работу подчиненных и пр., оставаясь при этом в одиночестве. В долгосрочной перспективе такие попытки избежать вины оказываются проигрышными, потому что никого никогда не расстроить невозможно, рано или поздно придется принять на себя полный груз вины, помноженный на циклы, прерванные в моем воображении. Также гиперответственные люди оказываются особенно уязвимыми к т.н. иллюзорной вине [7], т.е. вине за то, на что никто не может влиять. Привыкнув расширять зону ответственности на других людей, они могут расширять ее до области ответственности нечеловеческой: божественной или случая, избегая переживания бессилия и поддерживая иллюзию всемогущества. Так можно переживать вину за не сданный вовремя проект из-за пожара в офисе, игнорируя что пожар невозможно было предсказать и на него повлиять.
Обе стратегии избегания вины могут сопровождаться злостью в ответ на любые (при)знаки наказания или уязвленности другого. В этом случае исходная вина первого или второго типа скрывается за злостью на пострадавшего (victim blaming, т.е. обвинение жертвы) или её ретрофлексией в форме самообвинения и самонаказания. Эту злость важно отличать от злости в ответ на обвинение, как попытку манипуляции виной, когда другой человек пытается ложно связать свой ущерб с моими действиями, симулирует или преувеличивает свою уязвленность. В такой ситуации человек может испытывать так называемую навязанную вину за то, что является последствием действий другого. Например, когда автор насилия обвиняет жертву в том, что она спровоцировала его на агрессивные действия. Такая вина не может разрешиться через естественный цикл, так как человеку вменяется ответственность за действия другого. Она может быть переработана только через поддержку злости для восстановления границ личности [7].
1. Yontef G. Shame and Guilt in Gestalt Therapy: Theory and practice. // The voice of shame: silence and connection in psychotherapy / Robert G. Lee and Gordon Wheller editors. – 1996 – pp. 351-380 .
2. Белинская Е.В. Психология и психотерапия вины и стыда с позиции гештальттерапевтического подхода // b17 [сайт]. – 2017. – URL: https://www.b17.ru/blog/54523/?ysclid=lbgqqwfnsg813512208 (дата обращения: 19.12.2022)
3. Бубер М. Вина и чувство вины. // Вестник РАТЭПП. – 1994. – N 2. – С. 7-34.
4. Долгополова М. Работа с эмоциями в гештальт-терапии // Личный сайт Марии Долгополовой [сайт]. – 2014. – URL: https://mariadolgopolova.ru/stati/rabota-s-emotsiyami-v-geshtalt-terapii.html (дата обращения 19.12.2022)
5. Дубинская В.В. О чувствах в психотерапии. Сепарация. М. 2011, 280 с.
6. Немиринский О. Стыд и диалог // Московский Институт Гештальт-Терапии и Консультирования [сайт]. – URL: http://gestalt-therapy.ru/biblio/theor/shame_and_dialog/ (дата обращения 19.12.2022)
7. Орлова Т. За Закрытыми дверями. Почему происходит домашнее насилие и как его остановиться. – М.: БФ «Нужна помощь», 2022. – 272 с
8. Перлз Ф. Гештальт-семинары / Перевод с англ. – М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2007. – 352 с.
9. Пугач Н., Булюбаш И. Механизмы формирования вины и стратегии работы гештальт-терапевта по восстановлению контакта. // Актуальные вопросы гештальт-терапии и профессиональной подготовки гештальт-терапевтов. Сборник статей ВШГТ. Под ред. И.Д. Булюбаш. – Нижний Новгород – Тольятти – Ижевск – Москва, 2017. – сс. 81-94.
10. Смирнов А. Словарь чувств 2011// https://isidor2008.livejournal.com/6126.html
11. Сонькин В. Вина – самое человеческое переживание. М., Институт Общегуманитарных Исследований, 2022. 318 с.
12. Фрейд 3. Скорбь и меланхолия. https://freudproject.ru/?p=796
13. Черняев Л. Взгляд гештальт-терапевта на базовые эмоции // Гештальт 2007. Часть 2. Философия и этика в гештальт-подходе. Москва. МГИ, 2007. Сс. 48-55.
Продолжение следует…
© 2023, Татьяна Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором